Главная Публикации

"Настоящий успех невозможен без верности Богу"

Игумен Филипп (Рябых)

Беседа с игуменом Филиппом (Рябых), представителем Русской Православной Церкви при Совете Европы и настоятелем храма Всех святых в Страсбурге, в преддверии празднования второго перенесения мощей свт. Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652).

— Отец Филипп, 16 июля 2009 года в день перенесения мощей святителя Филиппа Вы приняли монашеский постриг и были наречены в честь этого святого. Ощущаете ли Вы духовную связь со своим небесным покровителем, как он влияет на Вашу жизнь?

— С тех пор прошло вот уже почти два года. Думаю, что отношения с небесным покровителем формируются всю жизнь через молитву к нему, знакомство с обстоятельствами его земной жизни, посещение мест, связанных с его трудами. Мой постриг был совершен в Троице-Сергиевой Лавре архиепископом Волоколамским Иларионом по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Как мне потом рассказал владыка, имя было выбрано лично Святейшим. На следующий день после пострига, когда Патриарх приехал в Лавру на празднование памяти преподобного Сергия Радонежского, я подошел к нему под благословение, поблагодарил за его внимание и попросил молитв. Святейший мне сказал, что он не случайно выбрал имя этого святого для меня. Поскольку мне предстоит в церковной деятельности нередко вести диалог с представителями государственной власти, то я должен в этом ориентироваться на пример святителя Филиппа.

— Как, по Вашему мнению, Евангельские слова о невозможности служения Богу и мамоне могли подвигнуть молодого и преуспевающего дворянина Феодора Колычева покинуть дворец и уйти в уединение... Как вообще человек становится монахом? Что побуждает его сделаться иноком, иным? Что это, личная решимость послужить Богу, влияние божественной благодати или окружающей среды?

— По иноческому пути идут люди, которые в своей душе ощущают очень сильное притяжение к Богу. Если в своей жизни они не будут строить самые тесные отношения с Ним, то они просто напросто не смогут жить. Это сильное ощущение присутствия Божия в жизни человека. Никогда не может человек стать монахом, если у него есть только теоретическое представление о монашестве. Реальное представление приходит через опыт богообщения. Когда человек испытал Божие действие в своей судьбе и вкусил радость жизни с Богом, то ему больше ничего не захочется, и ничего не будет так радовать. Отведав этого плода и сравнивая его с другими радостями жизни он видит, что нахождение с Богом  освещает и умиряет душу и дает истинное ощущение полноты бытия. Все остальное уже не важно. Вот здесь и рождается отрешенность от мира и его благ. Думаю, что это и является сильным побуждающим мотивом прихода человека в иночество. Монахи не одиноки, хотя их наименование происходит от греческого слова «монос» — один. Они выбирают жизнь наедине с Богом. Она является для них самой высокой ценностью.

Но это не означает, что для мирянина закрыта жизнь, посвященная всецелому служению Богу. Нет, конечно. Но строят такую жизнь мирянин и монах различным образом. Монашеский образ жизни ориентирован на первостепенное искание горнего и минимизацию забот о временном. Конечно, монах продолжает пользоваться мирскими благами, но он уже не должен привязываться к ним и стремиться минимизировать их употребление в зависимости от обстоятельств жизни. Монах отказывается от стяжания, плотских отношений и своей воли как принципов своего бытия. Мирянин заботится об устроении временной жизни, ориентируясь при этом на горнее. Но в том и в другом случае горнее является фундаментом и высшей целью жизни.

Боярин Феодор покинул царский дворец и ушел на далекий пустынный остров в 30 лет. За этим должен был стоять очень сильный мотив. Вероятно, имея любовь к Богу, он просто не мог вести жизнь вельможи, связанную с заботами о власти и имуществе. В конце концов внутренняя борьба между стремлением сердца и необходимостью забот о временном разрешилась в пользу искания «единого на потребу». Глубоко восприняв евангельские слова о том, что нельзя служить Богу и мамоне, Федор решился на уход из мира. Но даже имея перед глазами подробное описание событий, происходящих в жизни святого, мы не сможем удовлетворительно ответить, на вопрос: почему он стал монахом. Это тайна его жизни.

— Святитель любил отшельническую жизнь, часто уходил в пустыню, но, тем не менее, по послушанию принял на себя тяжелое бремя управления монастырем, а затем и всей Русской Церковью. Возможно ли в наше время быть монахом-созерцателем и, одновременно, активным церковным деятелем?

— У апостола Павла в первом послании к коринфянам есть слова о даре управления. Оказывается для того, чтобы быть хорошим управленцем, помимо способностей человека, его талантов и подготовки еще нужен дар Божий. Не каждый святой человек может успешно управлять хозяйством. Святитель Филипп управлял Соловецким монастырем с ответственностью, усердием, мудростью. Это видно по тем решениям, которые он принимал в монастыре.

Помимо заботы о храмах и устроении молитвенной жизни монастыря, он думал как рачительно устроить систему жизнеобеспечения монашеской общины, а также пусть минимальные, но достойные условия жизни братии. Господь создал этот мир и заповедал человеку возделывать и хранить его. Согласно древним монашеским уставам иноки должны своим трудом обеспечивать свою жизнь, а потому сочетать молитву с трудом. Главное, чтобы человек устроил свою душу, свое сердце так, чтобы для него молитва была основой любой его деятельности, а деятельность была направлена на обеспечение только основных физических потребностей. Здесь как раз представляют большой интерес изобретения, которые сделал святитель Филипп. Когда я работал в Отделе внешних церковных связей, то мы получили письмо из далекой Канады, от нашего соотечественника, который преподает на инженерном факультете и который хотел бы изучить инженерные достижения святителя Филиппа. Тогда мы дали этому исследователю координаты Соловецкого монастыря. Надеясь, что у монастыря есть какие-то контакты с людьми, которые знают об этих инженерных достижениях святителя Филиппа, которые смогут что-то написать, рассказать, фотографии послать. Мне показалось очень интересной идея провести серьезное исследование изобретений, появившихся в уме, просвещенном благодатию Божией. Ведь они появились в результате проделанной большой творческой работы — анализа потребностей монахов, наблюдения за природой, изучения ландшафта и учета многих других деталей. Христианская жизнь не затмила это творческое начало в монахе Филиппе, а дала ему возможность проявиться. Оказывается, что у нас в России в XVI веке был свой Леонардо да Винчи.

— В Евангелии есть слова о добрых делах, которыми христиане должны прославлять своего Небесного Отца. Сложно оценить вклад святителя Филиппа в становление Соловецкой обители. Возведенные при нем храмовые здания и технические сооружения до сих пор притягивают на архипелаг десятки тысяч посетителей и свидетельствуют им о крепости духа Соловецкого игумена и его братии. Возможна ли сегодня Евангельская проповедь добрыми делами? Какими могут быть эти добрые дела?

— Эта проповедь не только возможна, но она и предполагается самим христианством, потому что вера без дел мертва. Общение с Богом непременно должно вести человека к добрым делам в отношении ближних и мира. Апостол Иоанн писал в своем послании, что, если человек не любит ближних, которых видит, то как он может любить Бога, которого не видит? Человек будет всегда демонстрировать свою внутреннюю пустоту и свою лживость, если он утверждает, что он молится Богу, общается с Ним и при этом презирает и не обращает никакого внимания на ближнего, который рядом. Святитель Филипп поступал иначе. Поэтому открытость к гостям – это естественное делание для монахов. Вопрос только в том, как его правильно устроить в современных условиях, чтобы не нарушался сам строй монастырской жизни.

— По, Вашему мнению, в какой мере современные люди, например, жители Соловков, готовы к восприятию евангельской проповеди и церковной инициативы?

— Дело в том, что люди местные, которые живут на Соловках, попали на этот остров в советское время. Они приезжали совсем для иных целей, нежели молитва и уединение. В то время вся монашеская жизнь была искоренена на островах, и они привыкли к мирскому порядку. Возобновление монастырской жизни для многих стало переменой, к которой они совершенно не были готовы. Поэтому, наверное, их поведение вполне понятно после многих лет проповеди атеизма и собственно борьбы с христианством. С таким прошлым Соловков нужны и молитвы, и терпение для того, чтобы те, кто живет там, могли принять мирное решение: остаться в новых условиях или спокойно переселиться в другие места. Но это должно происходить эволюционно, с помощью созидательного труда, соединенного с молитвой по примеру святителя Филиппа. Такой путь — это внутренняя работа человека, а она требует времени и не может совершиться быстро. Церковь и весь народ пережили страшное насилие в советские годы, которые оставили много ран в нашем сознании. Чтобы их исцелить, нужно время.

— Известен исторический спор святителя Филиппа и царя Иоанна Грозного. С точки зрения человека, оценивающего свою жизнь исключительно в земных категориях, может сложиться впечатление, что Святитель в этом споре проиграл. Его выбор в пользу верности Богу, в каком-то смысле оказался неуспешным. Можно ли и нужно ли современным людям, которые зачастую ориентированы на достижение внешнего успеха, стремиться к непреходящим духовным ценностям?

— Мне кажется, что понятие успешности, это понятие вполне христианское. Даль определяет успех как достижение желаемого. Достиг ли митрополит своей цели? При своей земной жизни — нет, но в перспективе вечности и истории — да. Царь одержал победу над святителем Филиппом в определенный исторический момент. Никто за митрополита не заступился. Он остался один, и многие отвернулись от него. Даже имя Филиппа не поминается в летописях того времени, написанных после его изгнания. Только соловецкая братия хранила добрую память о нем. Именно соловецкие монахи перенесли тело Святителя на Соловки. Когда прошло смутное время, когда Россия стала оправляться после шока гражданских междоусобиц и иностранной интервенции, тогда память о святителе Филиппе начала постепенно возвращаться в Москву. Возвращение завершилось перенесением мощей Святителя в Успенский собор Кремля и покаянием молодого царя перед гробом святителя Филиппа. Это было всенародное признание стойкости и мужества митрополита в защите Божией правды. Пусть митрополита не было уже на земле, но его победа была явлена. Он оказался на том же самом месте, где его забрали опричники, но уже не в уничижении, но в славе. Это и есть собственно его успех, достигнутый благодаря верности Богу и Его заповедям. Важно достичь не такого успеха, который появился как вспышка, а завтра пропал или вообще ухудшил нашу жизнь. Нужен такой успех, который положительно влияет на жизнь, остается с тобой навсегда. Без верности Богу такой успех иметь невозможно.

— Да, но ведь у современного человека ценности совершенно другие, они не выходят за рамки земной жизни, при этом навязываются и выставляются как некая норма…

— Пусть эти ценности навязываются, пусть человеку что-то говорят и внушают, есть простой критерий, чтобы проверить реальную силу этих «ценностей». Например, постоянство и добрые плоды успеха. Следование навязываемым «ценностям» может ли принести такой успех, который был бы прочен и доставлял радость? Зло успешно, но только в краткосрочной перспективе, а добро побеждает в долгосрочной перспективе. В этом и состоит, например, оптимизм Апокалипсиса. Кто-то очень соблазняется краткосрочной перспективой. Вот сегодня я смог украсть, урвать у кого-то какую-то сумму денег. Хорошо, я смог это сделать. Допустим, никто не отнимет этих денег. Но сможешь ли ты построить на них свое счастье? Может ты будешь чахнуть над ними как Кощей Бессмертный, не чувствуя жизни, свободы, радости, доверия и любви ближних. Если человек что-то хочет в жизни реального, не чего-то призрачного, что сегодня есть, а завтра нет — то волей-неволей он увидит, что только поступки честные, мужественные, сопряженные со справедливостью и любовью являются долгосрочными, приносят радость, а все остальное приносит мрак, депрессию, разочарование, усыхание, злобу, уныние. Все эти мрачные состояния души сами по себе говорят человеку о том, что он неправильно поступил, что это неправильный успех.

Думаю, что надо ориентироваться на долгосрочный успех, который приносит радость, удовлетворение и любовь. С точки зрения такого подхода святитель Филипп оказался, если так можно выразиться, успешным митрополитом, который много сделал для Церкви, для России. Он показал и тем, кто жил тогда, и потомкам, что верность Богу приносит настоящий успех, созидает подлинную действительность. А вот царь Иван со своим пониманием православного государства во главе с царем-карателем потерпел крах. Подчеркну, не только сам царь Иван, но и его видение православного общества. И святитель Филипп, и царь Иван размышляли о том, как правильно организовать православное общество, на каких принципах оно должно строиться. Казалось бы, и святитель Филипп настаивает на евангельских заповедях, и Иван Грозный ссылается на Евангелие, но каждый из них совершенно по-разному интерпретирует закон Божий и признает совершенно различные методы управления. Причем и за одним и за другим стоит реальный опыт управления большими сообществами людей. Ставя вроде бы благие цели — торжество православия и главенство Царствия Божьего в человеческой жизни, — царь тем не менее старается добиться этого методами не Божиими, а дьявольскими: злобой, ненавистью, разделением, жесткостью. Эти способы могут помочь достигнуть краткосрочного успеха, например, заставить элиту слушать царя, заставить народ быть верным государю, сплотить общество для борьбы с внешним врагом. Но не только в перспективе вечности его методы оказались неправильными, но даже на уровне долгосрочной политики.

Проект Грозного рассыпался, опричнина потерпела крах. Бог не благословил царя плодовитым потомством. После него на трон приходит бездетный сын, на котором кончилась династия, и началось смутное время, опаснейшее для судьбы России. Нельзя отрицать того, что грозный царь хотел построить мощное государство, подчиненное себе и исполняющее его волю. Но какой ценой и правильным ли путем? Его государство рассыпалось. Можно пенять на врагов, которые предали, разграбили, обманули, но дело не во врагах. Дело в самой системе: люди перестали доверять друг другу, между ними появился страх. Уже новому царю из династии Годуновых элита и народ отказали в повиновении. Наружу вырвалась та смута, которую посеял не царь Борис, а Иван Грозный. Методы управления Ивана Грозного привели Россию к краху и поставили ее на грань выживания, а если бы царь прислушался к митрополиту, то у страны, может быть, была бы совершенно другая линия развития. Интересно, что не только митрополит Филипп призывал Грозного к человеколюбивому, по-настоящему христианскому отношению к народу, но и прп. Максим Грек. Он советовал царю читать послание святителя Фотия Константинопольского князю Борису об управлении государством. Это был распространенный в славянских землях памятник православной государственной мысли. Даже святитель Макарий включил это послание в великие Четьи-Минеи, которые предназначались для чтения царя. В этом документе отражаются те принципы управления государством, к которым именно и призывал митрополит Филипп. Очень характерно, что в качестве приложения к некоторым спискам жития Святителя, составленным после его смерти, давалось еще византийское произведение монаха Агапита «Поучение благаго царства», которое в свое время адресовалось императору Юстиниану.

В сознании многих современников поведение святителя Филиппа и идеи, которые за ним стояли, тесно связывались с византийской традицией построения благого общества. Глава Церкви — патриарх в Константинополе, в России — митрополит, затем также патриарх, понимались как хранители истины. Царь, который отвечает за дела мирские, мог в чем-то нравственно запутаться, потому что он должен решать вопросы о власти, богатстве, о почестях. В его деятельности больше риска отступить в том или ином деле от христианских заповедей, его взор может легко замутиться. Дело иерархии, и в первую очередь Предстоятеля Церкви, состояло в том, чтобы напоминать царю нелицемерно о том, куда царь уклонился. Дело православных царей состояло в том, чтобы прислушаться к тому, что им говорят иерархи. Безусловно, митрополит никогда не командовал царем, но напоминать о правде было его долгом. И если бы наоборот, митрополит Филипп этого не делал, он бы оказался как раз проигравшим, и он ушел бы из истории страны и Церкви, как человек слабый, неспособный сказать слово правды царю. То, что он оказался мужественным человеком, стало возможным и благодаря тому, что он не отзывался с придыханием о царской персоне, потому что хорошо знал жизнь при дворе еще со времен своей юности. Если бы это был какой-то человек, вышедший из какого-нибудь провинциального рода, то он, может быть, и не имел такой смелости, благоговел бы перед властью и боялся что-то вопреки ей сказать.

— Может ли монашество, которое всегда связано с личным подвигом, личность того или иного подвижника, быть примером для мирских людей?

— На Руси всегда считали, что мирской человек отличается от монаха только тем, что он живет семейной жизнью, и ему благословляется иметь имущество. В остальных требованиях к жизни он ничем не отличается от жизни монаха. Это правильно, так как нельзя делить христиан на первосортных и второсортных. Конечно, в жизни должен быть спектр разных путей, из которых человек мог бы избрать свой путь по силам и призванию. И в Церкви есть разные служения. Каждый избирает образ жизни и распорядок дня согласно своему занятию, но принципы-то одни. Мирянин не может ориентироваться на образ жизни Святителя, положение которого было особым, но он может стремиться приложить к своей жизни те ценности, которыми этот святой руководствовался. Жизнь митрополита Филиппа показывает, что православный человек — это не какой-то пассивный и безынициативный человек. Мы видим, что Святитель — творческая личность, что он не боится сказать правду. У нас нередко есть представление о том, что правду-матку надо в лицо рубить, с ненавистью и злобой, а митрополит Филипп укорял-то царя очень кротко, спокойно и мирно. Не было ни скандалов, ни злобы. Это очень хороший пример для современных руководителей, как можно отстаивать правду, твердо, непреклонно, но спокойно и мирно.

— В одной из своих грамот святитель Филипп дает такое наставление: «Бога ради, живите любовно». В наше время существует жесткая, и даже жестокая конкуренция. Возможно ли сейчас жить по законам христианской любви?

— Сравнение людей друг с другом присутствует в нашей жизни естественным образом. Нас всегда кто-то оценивает и сравнивает: в семье, в школе, на работе, среди друзей. Это обусловлено аналитическими способностями человека. Поэтому люди стремятся быть лучшими и привлекать к себе внимание. В сфере бизнеса это может принести больше дохода, а во власти — содействовать продвижению по иерархической лестнице. Для некоторых состязательность становится сознательной целью и даже смыслом жизни. Бывает, что она доводит человека до болезней и эмоциональных срывов. А главное, отнимает душевный покой. Но как быть, если на работу стараются брать лучших, если доверяют лучшим и так далее? Мне кажется, что было бы более правильно стремиться раскрыть свое призвание ради самого дела, а не для соревнования с другими. Тогда мы будем развивать свои способности и навыки в рамках правильного настроя души. Не надо бороться с другими! Надо улучшать себя, свои знания, свой профессионализм, быть хорошим специалистом в своей области. Если мы обойдем всех своих конкурентов тогда, что будет стимулом для дальнейшей работы? Мне кажется, что конкурировать с кем-то — это очень ненадежная мотивация. А более прочная — это совершенствоваться ради пользы своей души. Святитель Филипп старался быть хорошим настоятелем, лучшим образом старался выполнять то, что ему поручено. Он ни с кем не конкурировал — ни с настоятелями каких-нибудь московских монастырей. Также и мы, когда нашли свое призвание, должны ответственно его исполнять. Именно это будет приносить человеку успех, обеспечивать ему необходимое материальное благополучие. Бог не оставит своих чад в нужде!

— В конце фильма «Царь» Павла Лунгина, Иван Грозный вопрошает: «Где мой народ?» и не получает ответа. Что есть сегодня русский народ, и как образ Святителя, ратующего за процветание своего отечества, может помочь нам сегодня?

— По большому счету есть два способа управления обществом, между которыми политическая элита делает выбор. С одной стороны это желание воспитать общество, послушное и покорное, чтобы с полуслова руководителя люди делали то, что им предписывают. Изначально цель здесь благая — обеспечить единство общества и его движение вперед. Но методы оказываются абсолютно античеловеческими. Иван Грозный пытался строить общество на страхе через опричнину, в том же ключе действовали в прошлом Робеспьер, Гитлер, Сталин. Сегодня кто-то пытается применять манипуляцию сознанием с помощью новых технологий. Но есть другой способ добиваться тех же благих целей, но который более трудозатратный — воспитание ответственной личности, которая понимает что ее успех и интересы зависят от того, как будет развиваться общество в целом, как будет жить твой сосед, как будут строиться отношения между гражданами. Это более долгий и скрупулезный путь, требующий больших страданий и нетривиальных решений. Любой ответственный руководитель испытывает то, что испытывал пророк Моисей с непокорным и строптивым израильским народом. Сначала он не хотел становиться его вождем, но, когда принял на себя это послушание, то стал заступаться перед Богом за него, желая его исправления и доброго воспитания. Совестливый правитель, конечно, видит все недостатки подвластных ему людей, ему тяжело от этого. Быть руководителем страны, имея такую установку, — значит нести крест. Мне кажется, что святитель Филипп видел будущее России именно как народа православного, имеющего своей опорой веру в Бога, как народа ответственного, который понимает свой долг пред Богом, Государем и своими ближним. Такой народ мог бы строить страну и защищать ее, не потому что он боится казней или опричнины, а потому что так велит Господь, так велит его собственное сердце, его собственный ум. Вот это воспитание ответственной личности — наверное то, что святитель Филипп-то и видел как единственное будущее для России, для русского народа. Потому он и выступил против политики царя, которая в результате и привела к вопросу: «где мой народ».

Опасность жестокого правления состоит в том, что приученный к страху народ превращается в жестокую и хаотичную массу. Поэтому логика любых тиранов, любых манипуляторов заключается в том, чтобы не отпускать вожжи и не откладывать кнута. Например, многие считали, что после Великой Отечественной войны репрессии прекратятся, но Сталин через какое-то время возобновил их. Потому что послушность и отлаженность аппарата, построенная на страхе, для поддержки своей эффективности требует постоянного пускания крови. Руководителю такого типа не хочется убеждать или дискутировать, ему хочется отдать приказ, может быть разумный и правильный, но чтобы никто его не обсуждал, а все сразу приняли к его исполнению. Но любой управленец, который имеет реальный опыт деятельности, понимает, что так долго и плодотворно управлять нельзя. Рано или позже машина рухнет, если ослабить репрессивные методы, или, если произойдет «передозировка» насилием, то люди также надорвутся. Неопровержимый аргумент в пользу созидания ответственного гражданства состоит в том, что у любого человека есть стремление к свободе и нравственное чувство, которые невозможно задавить никаким насилием. Они непременно себя проявят и тогда обществу, построенному на страхе, придется худо.

С игуменом Филиппом (Рябых) беседовала Надежда Мызина
 
  • «Господь призвал меня и указал правильный путь к Нему». Интервью с о. Иоанном Томази, настоятелем храма в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Лос-Анджелесе

    – Батюшка, первое, что приходит на ум при знакомстве с Вами – это имя иеромонаха Серафима (Роуза), книги которого хорошо известны в России. Что Вы можете рассказать о нем? – Отец Серафим (Роуз) родился и вырос в Сан-Диего. Затем учился в местном университете, где изучал лингвистику и философию. Но при всех внешних успехах, чувствовал себя как бы потерянным в этой жизни и отмечал, что был крайне несчастен. И нашел он себя в соборе Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Сан-Франциско, который основал святитель Иоанн (Максимович).

  • Положение духовенства смоленской епархии в 1918 г.

    Доклад игумена Ианнуария (Недачина), посвященный новомученикам смоленской епархии 1918 года, прочитанный 27 июня 2012 года на защите диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия.

  • «Открыть дверь Соловецкой тайны. И шагнуть». Интервью архимандрита Порфирия журналу «Дамаскин»

    В связи с темой паломничества, которая обсуждается на страницах очередного выпуска журнала нижегородской епархии «Дамаскин», мы публикуем интервью с архимандритом Порфирием (Шутовым) – наместником Соловецкого монастыря, куда стремятся тысячи паломников, желая поклониться святыням и прикоснуться душой к священным местам монашеского и мученического подвига.

  • «Прошло два года». Беседа редколлегии альманаха «Соловецкое море» с архимандритом Порфирием

    – Отец Порфирий, Вы уже два года наместником на Соловках. Насколько изменились (если изменились) Ваши представления о них? – Представления изменяются под воздействием двух факторов: роста знания и собственной эволюции. Причем горизонты знания раздвигаются по мере углубления духовного опыта человека. Последнее особенно касается понимания других людей. Наверное, поэтому изменяются мои представления о тех людях, с которыми я общаюсь: начинают приоткрываться духовные богатства, накопленные в этих благословенных душах.

  • Открытие шестого сезона в Соловецком Морском музее

    9 июня 2012 г. открыт шестой сезон в Соловецком Морском музее, учредителями которого являются Соловецкий монастырь и общественная организация Товарищество Северного Мореходства. Соловецкий Морской музей – научно-просветительский проект, направленный на изучение и популяризацию истории и культуры Поморского Севера. В его деятельности принимают участие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.

  • «Малые Соловки в центре Москвы». Интервью архимандрита Мефодия журналу «Покров»

    Зримыми вестниками о жизни расположенного на северных островах посреди сурового Белого моря Соловецкого монастыря, о его проблемах и нуждах, о его праздниках и буднях, а также важнейших событиях являются подворья обители. О жизни братии, несущей послушание в городской среде рассказывает настоятель подворья Соловецкого монастыря в Москве архимандрит Мефодий (Морозов). – Соловецкий монастырь находится на Крайнем Севере, вдали от крупных городов. Какие задачи решают подворья обители? – Подворье – это своего рода представительство обители, и большинство ставропигиальных (находящиеся в подчинении Патриарха) монастырей, расположенных вдали от столицы, имеют в Москве подворья. Исторически Московское подворье монастыря имело прежде всего хозяйственную функцию. И сейчас мы занимаемся оказанием помощи обители, организуя доставку на Соловки различных грузов, начиная от бытовых товаров, необходимых для повседневной жизни братии, до продуктов – свежих овощей, фруктов и т.д. Иной раз в течение лет

  • «Свет миру». Интервью архимандрита Порфирия журналу «Покров»

    Около шестисот лет с маленьких островов, затерянных в суровом Белом море, возносятся молитвы Соловецких монахов. О значении для России и мирасеверного Фавора, а также о современной жизни обители рассказывает архимандрит Порфирий, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.  – Ваше Высокопреподобие, в России много святынь, дорогих сердцу православного человека. Какое место среди них занимает Соловецкая обитель, в чем ее особая роль? – Русские монастыри нельзя упорядочить по признаку большего или меньшего значения: они все равновеликие, все – места присутствия великой благодати Божией. Для исторической жизни народа это точки опоры религиозного и национального самосознания. Другое дело, что обители отличаются способами своего основания: есть монастыри, основанные по обету патриархами, вельможами, а есть монастыри, источник которых – в подвиге святых. В этом отношении Соловецкий монастырь – яркий пример обители, которая испрошена слезам

  • Вышел новый номер православного журнала «Покров», посвященный Соловкам

    Издание позиционирует себя как журнал для крещеных, но непросвященных – для всех, кто стремится к духовному самообразованию. Журнал «Покров» издается в рамках программы благотворительной помощи Национального Фонда Святого Трифона Институту экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений.

  • Освящен любимый храм батюшки Серафима

    26 мая митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил чин великого освящения заново отстроенного храма Саровской пустыни во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Преподобный Серафим был исцелен от болезни Божией Матерью в богадельне, стоявшей прежде на этом месте. Он собирал средства и участвовал в строительстве храма прпп. Зосимы и Савватия, молился и причащался в нем. В советское время храм был разрушен, а теперь отстроен вновь. Мы являемся свидетелями чудесного возрождения утраченных святынь, и у многих людей сразу же возникает такое чувство, как будто те всегда тут стояли, не закрывались и не разрушались. Так и должно быть. По словам батюшки Серафима, на тех местах, где подвизались святые угодники Божии, почивает благодать, и ничто не может сокрыть их под спудом…

  • Создана дирекция по развитию Соловецкого архипелага

    Только что созданное государственное бюджетное учреждение будет координировать действия органов исполнительной власти, местного самоуправления и всех заинтересованных структур по реализации областной долгосрочной программы «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага».

  • Интервью архимандрита Порфирия ИА «Интерфакс Северо-запад»

    Соловецкий архипелаг, а вместе с ним и расположенный здесь Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, сегодня прибывают в ожидании больших перемен. На развитие островных территорий планируется выделить серьезные средства. О том, чем сегодня живет один из крупнейших музеев-заповедников России, отношениях с РПЦ, планах по реставрации и привлечению туристов в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал директор музея и наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов).

  • Из Петербурга отправится экспедиция на поиски затонувших в 20-е колоколов Соловецкой обители

    У историков и археологов появилась реальная возможность найти место затопления колоколов Соловецкого монастыря, утраченных в 1923 году при невыясненных обстоятельствах. В июле из Петербурга отправится очередная экспедиция.

  • Святая земля глазами Соловецких паломников. Храм – это дом. Где бы он ни находился

    Своими впечатлениями от посещения Святой Земли делится иеромонах Нестор. Места на Святой Земле, где мы побывали, нельзя называть иначе, как святыни. Там реальные исторические пространства, связанные не только с Господом Иисусом Христом, но и другими отцами, праотцами. Их почитают все религиозные культы, которые существуют на той территории: и иудеи, и мусульмане.

  • Новый облик монастырского причала: за и против

    В бухте Благополучия на большом Соловецком острове завершена реконструкция причала «Монастырский». Однако среди соловчан нет единого мнения о новом облике исторической пристани. Гавань Благополучия – это целая система небольших морских губ (заливчиков) и стоящих на их берегах гидротехнических сооружений, служб, гостиничных корпусов и исторических памятников. Она формировалась на протяжении всей истории Соловецкого монастыря и может рассматриваться как единый архитектурно-ландшафтный комплекс. В нее входят комплекс зданий на Сельдяном мысу, Архангельская и Преображенская гостиницы, монастырский сухой док с памятными стелами, набережная с причалами и часовнями у западной стены кремля. В начале XX века гавань обслуживала обширное морское хозяйство монастыря: пароходство, парусный флот, маломерные промысловые суда, здесь ремонтировали приходящие на Соловки суда.

  • На развитие инфраструктуры Соловков Архангельская область направит 350 миллионов рублей из консолидированного бюджета

    24 апреля на заседании регионального правительства утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2012–2014 годы».

  • Жители Соловков обсудили первоочередные проблемы архипелага с представителями областных и федеральных властей

    20 апреля жители поселка Соловецкого получили возможность рассказать о своих проблемах и задать вопросы представителям федеральных и областных органов власти. «Сегодняшняя встреча – продолжение разговора, который мы с вами начали в марте во время визита на Соловки губернатора Архангельской области Игоря Орлова, – обратился к соловчанам главный федеральный инспектор в Архангельской области Валерий Потапенко. – В зависимости от вопросов, заданных вами губернатору, был сформирован состав сегодняшней делегации». В нее вошли руководитель управления федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Константин Алешин, заместитель начальника ГУ МЧС России Андрей Малофеев, министр культуры Поморья Лев Востряков, начальник отдела торговли регионального министерства промышленности и торговли Ирина Бажанова, заместитель министра по делам молодежи и спорту Архангель

  • В Светлый вторник на Соловках почтили память преподобномучеников Вениамина (Кононова) и Никифора (Кучина)

    Преподобномученик Вениамин родился 4 января 1868 года в деревне Евсевиевской Шенкурского уезда Архангельской губернии в семье крестьян Василия Егоровича и Пелагии Ильиничны Кононовых и в крещении был наречен Василием. По обстоятельствам и обычаям того времени образование Василий получил дома. Благочестивые родители его не раз бывали в Соловецком монастыре, куда брали с собою и сына. И с каждым разом после посещения славной своими святыми основателями и насельниками обители в нем все более крепла решимость посвятить жизнь свою служению Господу.

  • Слово архимандрита Порфирия во время пасхального поздравления братии, прихожан и паломников Соловецкой обители

    Христос воскресе! Дорогие братья и сестры! Паки и паки повторяем мы эту благую весть о Воскресении Христовом – о начале и нашего с вами воскресения, о его  залоге, о его возможности. Особенно пронзительно эту истину люди чувствуют, конечно же, в обстоятельствах отчаянных. Пасхальные письма наши Соловецких новомучеников и исповедников – тому подтверждение. И они для нас очень драгоценны, потому что свидетельствуют, что сила человеческой души не увядаема, если только она укреплена этой Благой Вестью, этой животворящей верой..

  • Слово архимандрита Порфирия у святой Плащаницы

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!   «Бысть час девятый», – свидетельствуют евангелисты, когда повествуют о последних минутах крестных страданий Христа Спасителя. То есть, по нашему время исчислению, от двух до трех часов пополудни. Поэтому в этот священный час мы духовно предстоим Кресту Христову. Вместе с Иосифом Аримафейским мы снимаем с креста бездыханное Тело Господа Иисуса, истерзанное лютыми страданиями, обвиваем чистою плащаницею, полагаем на камень помазания, полагаем в новый гроб.  

  • Проповедь иеромонаха Нестора в Великий Четверг

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Всех вас, дорогие о Господе братья и сестры, поздравляем с Великим Праздником – с праздником Великого Четверга. Как мы с вами знаем из Святого Евангелия, Господь очень много сделал для нас. Как Он мудро все устроил, приложил все Свои усилия, воплощенные в словах, а более того – в делах, чтобы нам, всем людям, было понятно, что такое спасение, и для чего оно нам. А также, какой смысл Его пришествия в этот мир.   И вот сущность сегодняшнего дня, его особое отличие от других церковных дней, – это выявление для себя каждым из нас главной мысли о том, что происходило в этот Великий четверг между Господом и Его учениками...

  • Проповеди Великого Четверга

    Проповедь иеремонаха Петра, 2006 г.: Сегодня поистине Великий день. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. Закончился, к сожалению, Великий пост. Всем мы, так или иначе, понесли подвиг поста и достойны увидеть Святое Воскресение. И сегодня последний день, когда с учениками, а значит, и с нами, Господь наш Иисус Христос. Завтра уже мы будем вспоминать суд, крестный путь, Голгофу, и крестную смерть Спасителя мира. Завтра ночью будем совершать чин погребения Плащаницы.

  • Святая земля глазами Соловецких паломников. Представьте чувство, которое возникает, когда касаешься этих камней…

    Благочинный Соловецкого монастыря игумен Ианнуарий (Недачин) заканчивает свой рассказ о посещении Иерусалима. Другим местом, оставившим в моей памяти яркий след, стал дом первосвященника Каиафы, где произошел суд на Христом. Там есть лестница, ведущая в сад, – она явно времен царя Ирода. И точно камни того времени, – 2000-летней давности. То есть именно по этой лестнице Иисуса Христа и привели из Гефсиманского сада. Другого пути нет – только по ней могло Его вести такое полчище, что вышло на Его пленение. Представьте чувство, которое возникает, когда касаешься этих камней: по ним Иисус уходил молиться в Гефсиманский сад и по ним же ступал, когда Его вели в дом Каиафы.

  • Святая земля глазами Соловецких паломников. Христианство – оно потаено, но оно все освещает

    Благочинный Соловецкого монастыря игумен Ианнуарий (Недачин) продолжает свой рассказ об Иерусалиме. Еще в Иерусалиме возникают мысли о сокровенности религии. Дело в том, что культурный слой в Иерусалиме по отношению ко временам Иисуса Христа составляет сейчас 9–15 метров, то есть все места, где ступала нога Спасителя, находятся сейчас глубоко под землей. Поэтому для того чтобы туда попасть: к порогу Судных врат, где Господь пересек границу Иерусалима, когда Его вели на распятие, или в темницу, где Он был заключен, надо спускаться на 15 метров вниз! Для меня это очень глубокий символ: все сокровенное христианское, – оно очень глубоко. Здесь наверху все кипит, бурлит современная рыночная жизнь, а христианство – оно потаено. Но оно все освещает.

  • Святая земля глазами Соловецких паломников. Иерусалим – это место борения и подвига

    Рассказывает благочинный Соловецкого монастыря игумен Ианнуарий (Недачин). Программа поездки была настолько многогранной, она принесла так много впечатлений, что, хотя прошло уже довольно времени, а они еще не все пережиты. Все эти впечатления очень разные, и побуждают мысль, чувства работать в разных направлениях. Я бы выделил два основных пласта, которые произвели наибольшее впечатление на Святой Земле. Первый пласт – это все, что связано с местами, где был Иисус Христос. Эта часть впечатлений приближает Евангелие, заставляет теперь глубже вникать в темы и подробности, над которыми не задумывался, читая Евангелие, раньше. Но это – сфера, которую трудно передать словами. Не то, чтобы раньше для меня в Евангелии были места, которых я совсем не понимал, а после поездки стал понимать. Но после поездки появились новые оттенки, многое стало видеться ярче. Другой пласт впечатлений довольно неожиданный для меня. Хотя ничего секретного мы не увидели, но просто раньше не задумывался об эт

  • Святая земля глазами Соловецких паломников. Вход Господень в Иерусалим

    Марина Осипенко, руководитель Паломнической службы Соловецкого монастыря, продолжает рассказ о посещении святых мест Святой земли. Когда мы гостили в Вифании, нам было сказано: именно в эту ночь с четверга на пятницу будет служба на Голгофе, – это был день памяти прп. Ефрема Сирина 10 февраля. Туда собирались пойти многие монахини из Горненского монастыря, где мы остановились. На всех заказали большой автобус и к 11 вечера мы были перед Яффскими воротами. Мы в первый раз увидели Иерусалим ночью. Древние стены, совершенно пустые улицы, по которым ручейками стекаются русские паломники к храму Гроба Господня. Это удивительно, потому что днем там базар. А ночью такая поразительная тишина и сосредоточенность… Нет быстрого ритма, движения, суеты, – того, что днем очень мешает. Вот такой был наш «Вход в Иерусалим».

  • Проповедь иеромонаха Прокопия в день Входа Господня в Иерусалим

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы вспоминаем событие из жизни Иисуса Христа, которое в церковном мире получило название «Вход Господень в Иерусалим». Господь пошел в Иерусалим на праздник Пасхи. Архиепископ Вениамин (Пушкарь) пишет, что в этот день в Иерусалиме собиралось огромное множество паломников. Они стекались туда из Палестины, из других стран, и в то время все только и говорили, что об Иисусе. Потому что недавно произошедшие чудеса: воскрешение Лазаря, прозрение слепцов поразили умы людей, и все говорили, будет ли Иисус на этом Празднике. И вот пронесся слух, что Иисус с учениками идет в Иерусалим. Все побросали свои дела и пошли его встречать…»  

  • Святая земля глазами Соловецких паломников. Воскрешение Лазаря

    Перед началом Великого Поста группа братии и сотрудников Соловецкого монастыря побывала с Паломнической поездкой на Святой земле. Там паломники смогли пережить много необыкновенных минут вблизи великих святынь, прикоснуться к тем местам, где ступал Господь. Многие святыни, где молились наши братья и сестры, связаны с событиями, вспоминаемыми в эти дни. Поэтому мы начинаем публиковать рассказы соловецких паломников о своих впечатлениях.

  • Проповедь игумена Савватия в праздник Благовещения

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшний праздничный день, дорогие братья и сестры, как мы с вами уже слышали из поучения, Церковь воспевает «Днесь спасения нашего главизну». Праздник Благовещения отмечает свободу нашу от древнего рабства, в которое впал человеческий род. Это праздник начала нашего приближения к Богу... Ибо, как мы с Вами знаем из Священного Писания, первые люди через непослушание Богу, нарушение Его святой воли, удалились от своего Создателя и начали строить свою собственную жизнь без Бога. И опыт этих многих тысячелетий показал, что, несмотря на все усилия и страдания, люди не находят на земле счастья…  

  • Духовное завещание патриарха Никона

    Из духовного завещания Святейшаго Никона, Патриарха Московского. Редакция М. В. Осипенко.

  • Осипенко М. В. Святейший Патриарх Никон – созидатель Святой Руси

    По благословению Наместника Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия в воскресение 1 апреля 2012 г. в рамках Воскресных приходских встреч вниманию слушателей был предложен доклад «Святейший Патриарх Никон – созидатель Святой Руси», приуроченный ко дню памяти небесных покровителей патриарха Никона епископа Никона Никомидийского и преподобного Никона игумена Киево-Печерского (23 марта / 5 апреля).

  • Прошло первое заседание комиссии при губернаторе Архангельской области по вопросам развития Соловецкого архипелага

    В рамках первого заседания комиссии при губернаторе области по вопросам развития Соловецкого архипелага детально обсуждалась стратегия реализации комплекса мероприятий, направленных на кардинальное улучшение жизни местного населения и повышение туристической привлекательности территории.

  • Проповедь иг. Германа в день памяти прп. Марии Египетской 1 апреля 2012 г.

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня в евангельском чтении мы слышали слова Спасителя, произнесенные им, когда он шел со своими учениками в Иерусалим: «Се восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет… на смерть, и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убьют Его…» (Мк 10. 32–45). Вот это время уже приближается, а ученики до сих пор не понимают, что их ожидает. И важность момента в том, что Иисус Христос дает понять им: последние дни они проводят вместе, а через неделю в последний раз вместе пойдут в Иерусалим на страдание. В другом месте, когда Апостолы стали отговаривать Учителя идти в Вифанию в дом болеющего друга Лазаря, апостол Фома сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин 11. 16). Но в действительности смысла происходящего ученики не понимали и боялись спросить.

  • Проповедь архимандрита Порфирия и Последование Недели Торжества Православия

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! По установлению Святой Православной Церкви в этот день совершается чин Торжества Православия. Само слово Православие означает – правильно славить Бога, т.е. славить Бога в соответствии с тем, как Сам Бог научил человека это делать. Можно привести пример для понимания, что это означает. Мы можем представить такую семью, в которой дети начинают родителям говорить, как их воспитывать, как вести хозяйство, как вообще жить. Или представьте ученика, который только начал постижение азов какой-либо науки или искусства, вдруг начинает рассказывать учителю о том, как нужно действовать в этом искусстве или в этой науке. Эти образы – слабое подобие того беззакония, которое происходит, если человек начинает примешивать какие-то свои человеческие представления к Божественному Откровению, когда он начинает своим неокрепшим, непросвещенным, падшим умом оценивать и подвергать рассмотрению те Святые Божественные истины, которые открыл человеку Сам Бог. В этом случае

  • Проповедь игумена Савватия в четверг первой седмицы Великого поста по окончании Великого повечерия

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В дни святого Великого Поста, которые мы с вами сейчас проходим – это время, когда человеку дается еще один шанс изменить свою жизнь, потому что не известен тот час, когда человек закончит свое земное странствование. Мы говорим, что спасение наше – есть главный предмет нашей веры, ибо Господь пришел, как мы в сами исповедуем: «нас ради человек, и нашего ради спасения». Мы называем Христа Спасителем и в этом есть очень важное – коренное и глубокое отличие нашей православной веры от других религиозных течений.

  • Проповедь игумена Германа в среду первой седмицы Великого поста по окончании Великого повечерия

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня дорогие братья и сестры, мы уже в третий раз слышали покаянный канон святого Андрея Критского. В этом великом каноне описаны состояния человека – праведника и грешника, на примерах, взятых из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Мы знаем из библейской истории, что первые люди, находясь в Раю, в блаженстве, нарушили заповеди Божии именно невоздержанием, а этот канон помогает нам настраиваться на воздержание и пробуждает в нас покаянное чувство.

  • Проповедь игумена Ианнуария во вторник первой седмицы Великого поста по окончании Великого повечерия

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! На Святой Земле, примерно в 100 километрах от Иерусалима, там, где на Иудейскую пустыню наступает разросшийся город Иерихон, есть место, которое называется Сорокадневная гора, или гора Искушений. Это место в пустыне, в которой Господь постился 40 дней, перед тем как выйти на свое общественное служение. Как постился там Иисус Христос? Понимаешь это только тогда, когда побываешь на этом месте. Провести 40 дней в гористой, безводной, бесплодной пустыне без крова над головой… Только там можно понять, что этот пост был настоящим мученичеством.

  • Проповедь архимандрита Порфирия в понедельник первой седмицы Великого поста по окончании Великого повечерия

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Все мы, дорогие братья и сестры, кто сознательно переступил черту Святого поста, ищем для себя в нем того делания и того состояния души, которое именуем «покаяние». Покаяние – часть великой науки духовной жизни. Той, о которой Святые отцы говорят нам «наука из наук, искусство из искусств». И всякое описание покаяния будет неполным, потому что если это – заповедь Божия, заповедь блаженства, – Христос сказал: «Блаженны плачущие, яко тии утешатся» (Мф 5. 4), – то об этой заповеди можно сказать, что она «широка зело».

  • Проповедь архимандрита Порфирия перед началом чина прощения

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы пересекли порог Святого Поста, и призваны нашей любящей матерью Церковью сделать первый духовный шаг – совершить чин прощения. Значение первого шага в том, что не будет первого, не будет ни второго и никакого другого. Если не зайти на первую ступень лествицы духовного восхождения, то не взойти ни на вторую, ни на какую-либо иную ее ступень.

  • Проповедь архимандрита Порфирия в Неделю Сыропустную

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!  В канун Великого поста, вступая в него, Святая Церковь предлагает нашему уму размышление об изгнании Адама из Рая. Это первая катастрофа, и катастрофа великая в истории человеческого рода. И, одновременно, это начало той жизни человечества, какой мы ее знаем из нашего собственного опыта.

  • Прощения день

    Протоиерей Анатолий Сергиевич Правдолюбов (1914–1981) (на фотографии в нижнем ряду второй слева) – приходской священник Рязанской епархии, опытный духовник, наследник священнического рода. Отец Анатолий пережил сталинские репрессии 1930-х годов, Соловки, Великую Отечественную и хрущевские гонения на Церковь. «Прощения день» – одно из поучений отца Анатолия, произнесенное им в Прощеное Воскресение 23 февраля 1969 года.

  • Беседа настоятеля афонского монастыря Святого Павла архимандрита Парфения (Мурелатоса) с братией Соловецкой обители

    12–14 ноября 2011 г. Соловецкие острова с паломническим визитом посетил игумен афонского монастыря Святого Павла архимандрит Парфений (Мурелатос). Гостя сопровождали насельники обители, члены духовного собора. Паломники молились за Всенощным бдением накануне воскресного дня в храме святителя Филиппа. За воскресной Божественной Литургией архимандрит Парфений и прибывшие с ним священники сослужили наместнику монастыря архимандриту Порфирию. Вечером в воскресение состоялась встреча архимандрита Парфения и членов делегации с братией Соловецкой обители. Отвечая на вопросы отца наместника и братии, архимандрит Парфений рассказал о своем монашеском пути на Святой Горе, где он провел уже более 57 лет, из которых 37 лет исполняет послушание игумена монаcтыря Святого Павла.

  • Топоним Соловки как социокультурный знак в национальной картине мира (константы и динамика)

    В данной статье мы пытаемся определить сущностные характеристики социокультурного знака Соловки. Что это? Образ? Символ? Метафора? Аксиологема? Мифологема? Концепт? Рассмотрим содержание этих терминов.

  • Результаты анкетирования посетителей выставки «Соловки. Голгофа и Воскресение» в Санкт-Петербурге

    В рамках проекта «Дни Соловков в Санкт-Петербурге», осуществленного при совместной поддержке Соловецкого Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и Соловецкого государственного музея-заповедника проходила выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение». Экспозиция разместилась в Голубом зале Дворца культуры РГПУ им. А. И. Герцена с 1 по 16 декабря 2011 года. В период проведения выставки посетителям было предложено заполнить анкету: поделиться своими впечатлениями об экспозиции и описать образ Соловков, возникший в результате ее посещения. Ниже представлены результаты анкетирования, в котором приняло участие 100 человек – петербуржцев и гостей Северной столицы.

  • Соловецкий Морской Музей стал победителем ежегодного конкурса

    Соловецкий Морской Музей стал победителем ежегодного конкурса «Лучший в России – 2011» в номинации «Уникальный тур-ресурс», сообщается на сайте музея со ссылкой на публикацию профессионального туристического каталога «Отдых в России».

  • К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника

    30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества — это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески. 

  • Житие мученика Стефана (Наливайко)

    Мученик Стефан родился в 1898 году в селе Константиновка Мелитопольского уезда Херсонской губернии в благочестивой крестьянской семье Пимена и Евфросинии Наливайко. Большое нравственное влияние на мальчика имела его мать Евфросиния Романовна, усилиями которой он получил хорошее церковное воспитание, прекрасно знал Священное Писание и полюбил читать духовные книги.

  • «Благочестиваго корене пречестная отрасль»

    Протоиерей Сергий Садковский и его семейство 5 октября 1909 года в Москве отмечалось 25-летие служения в священническом сане известного протоиерея, благочинного 3-го отделения Сретенского сорока (церкви от Лубянки до Преображенской площади), настоятеля храма Петра и Павла на Новой Басманной Сергия Максимовича Садковского[1]. Поздравить юбиляра пришли прихожане и притч храма, духовенство благочиния, ректор Московской духовной академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; † 1937), специально приехавший из лавры поздравить юбиляра, ректор Вифанской духовной семинарии архимандрит Гавриил (Чепур, будущий епископ Челябинский и Троицкий; † 1933 в Сербии), некоторые студенты академии, в которой учился тогда старший сын отца Сергия, друзья по семинарии и академии. Накануне праздничного дня была совершена всенощная, которую возглавил отец Сергий с диаконом Алексеевского монастыря Сперанским и двумя другими диаконами, на литию и величание выходили преосвященный Феодор, архимандрит Гавриил

  • Житие священномученика Игнатия (Садковского), епископа Скопинского

    Священномученик Игнатий родился 21 октября 1887 года в Москве в семье священника Сергея Максимовича Садковского, служившего в Георгиевской на Всполье церкви, и в крещении на-речен был, как и его отец, Сергеем. Впоследствии священник Сергей Максимович Садковский был переведен в Петропавловский храм на Новой Басманной улице, а затем, уже будучи в сане протоиерея, в Софийскую церковь на Лубянке.

  • Святой Иоанн Златоуст и его враги

    Выдержки из статьи св. мч. Иоанна Попова [1]. Обращаясь к характеристике личности Златоуста, мы сначала скажем о том, чем он не был, каким его не следует представлять себе.

  • Житие мученика Иоанна (Попова)

    Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. 19 января он был крещен в Спасо-Преображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаилом По­повым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892-м – Московскую Духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподава­тельскую должность[1]. В 1893 году он был назначен временно ис­полняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую пробную лекцию он прочел о Тертуллиане. В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию «Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственнос­ти)», в которой разбиралось происхождение и обоснование нрав­ственности как с философской, так и с богословской точек зре­ния, и был утвержден в должности доцента академии. В 1898 году Иван Васильевич был назначен экстр

  • «Tолько сумейте полюбить Христа...» Письма из Соловецкого лагеря священномученика Петра (Зверева)

    Письма писаны архиепископом Петром своему келейнику отцу Митрофану и многочисленной пастве Воронежской епархии из Соловецкого лагеря в 1927—1929 годах.

  • Воспоминания монахини Серафимы об архиепископе Петре (Звереве)

    В конце моей жизни Господь благословил меня писать свои воспоминания о тех многих духовных лицах, с которыми мне пришлось встретиться в жизни. Конечно, если бы я могла себе это представить в молодости, я многое могла бы тогда узнать, да и не только тогда, а и впоследствии имела еще возможность встретиться с многими людьми и расспросить обо всем подробно, а теперь уже люди эти умерли и этого уже не вернешь. Пишу то, что записала раньше и что осталось у меня в памяти, правильно или неправильно — сама не знаю, что помню, то и пишу.

  • «Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше якоже агнцы…»

    5 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. Впервые вопрос о поминовении новомучеников и исповедников был поднят на заседании Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг.: 15 (28) марта 1918 года было зачитано предложение о проведении внеочередного заседания для оглашения списка лиц, подвергшихся гонениям за веру Христову, и предложение о необходимых распоряжениях в связи с гонениями на Церковь. Собор обратился к Святейшему Патриарху Тихону сделать распоряжение о сообщении Собору всех поступающих в Священный Синод сведений о случаях гонений, имеющих отношение к Церкви и ее служителям. На этом же заседании было зачитано также сообщение Соборного Совета о создании на местах особых комиссий, разбирающих случаи гонения за веру, и о том, что сообщения обо всех случаях гонений, которые поступили на Собор, обязательно докладываются на его общих заседаниях. Соборный Совет также постановил образовать специальную Комиссию, кот

  • Собор новомучеников. «Сила не в силе, а сила в любви»

    5 февраля в Церкви — день совершенно особый. Он посвящен воспоминанию о миллионах наших соотечественников, пострадавших за веру в период открытых гонений на Церковь, на Православие, — оклеветанных, невинно осужденных, вычеркнутых из жизни. «Вина» большинства из них состояла лишь в том, что они были «слишком хорошими людьми». Священнослужители, архиереи Русской Православной Церкви, прихожане храмов… И среди них – известные ученые, писатели, юристы, врачи, деятели культуры, военные и самые обычные люди. Но, сколько бы ни превозносилась сила, она оказалась не властной победить Дух, уничтожить   молитву. Несмотря ни на что, они остались христианами, помня о том, что Господь особенно близок к страдающим: где Крест, там и Христос. Как выражение исповедания целого поколения прозвучали в те годы слова сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского: «Сила не в силе, а сила в любви».

  • «Спасибо вам, что вы делаете нас добрее и светлее…»: выдержки из Книги отзывов о выставке «Соловки. Голгофа и Воскресение»

    Эта книга появлялась на свет долго, но легко. Ее писали разные руки, разные чувства превращались в слова, которые плавно ложились на большие листы… Ведомые добрыми чувствами, люди подходили к раскрытому для отражения их чувств пространству страниц, и фраза за фразой увековечивали свою радость от соприкосновения с миром Соловецким. Этот мир в разные его эпохи был представлен на выставке «Соловки. Голгофа и Воскресение», которую уже увидели не только гости Соловецкого архипелага, где она расположилась на паперти Спасо-Преображенского собора, но также москвичи, петербуржцы, архангелогородцы. Там выставка была развернута в рамках проведения «Дней Соловков».

  • Житие преподобного Елеазара Анзерского, Соловецкого Чудотворца, написанное им самим

    Лета 1615 года. Поведа мне, грешному Елеазару, некто от христолюбивых мужей о острове Анзерском — возможно на нем имети житие пустынное. И приидох, нача здати келлиа. Завидя же супостат диавол, хотя устрашити и изгнати, вооружися на мя со многими бесы, ови во образ знаемых Сумских людей стрельцов... ови на конях, ины же пеши с луки, и с самопалы, и с копии. Обступиша мя с яростию хотяху убита, глаголюще сице: «Почто прииде на нас? Наше бо место исконии бе, никто же бо житие прежде тебе имуще». Аз им отвещав: «Не ваше — Христа Бога нашего, а Бог изволил быти мне на месте сем».

  • Преподобный Елеазар, основатель Троицко-Анзерского скита

    Глава из «Соловецкого патерика» издания 1873 года. Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединенную на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался рассадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни.

  • Преподобный Елеазар Анзерский и Святейший Патриарх Никон

    Преподобный Елеазар Анзерский, Соловецкий чудотворец († 1656 г.; память 13/26 января) и Святейший Патриарх Никон (1605-1681 гг.) вошли в историю Русской Церкви как учитель и ученик. «Бысть же… ученик преподобному [Елеазару. — Г.З.] преславен, именем Никон, иже бысть патриарх царствующего града Москвы и всея России. И той пречуден бысть в житии своем и много ревность о исправлении православия показа, и во изгнании скончася», — сказано в житии св. Елеазара1.

  • «Бог дал нам возможность совершенствоваться каждую минуту».

    Слово архимандрита игумена Ианнуария (Недачина) в Неделю пo Богоявлении, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем Неделю по Просвещении – первый воскресный день после праздника Крещения, или Богоявления Господня. В этот день мы вспоминаем о начале Евангельской проповеди на земле, о том, как после того, как, претерпев сорокадневное искушение в пустыне, Господь явил себя в проповеди людям.

  • Акафист Святителю Филиппу — творение протоиерея Сергия Городцова (будущего митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея)

    Попав за мнимое преступление в тюрьму, лагерь или ссылку, одни люди ломались и порой теряли человеческий облик, другие, напротив, показывали чудеса мужества и даже восходили к высотам святости. История ГУЛАГа полна поразительными примерами стойкости и силы человеческого духа. Находясь в заключении, многие были готовы страдать за свою веру до смерти, жертвовали собой ради других, продолжали заниматься научным или художественным творчеством — не зная, каким будет завтрашний день и наступит ли он вообще. Звеном в длинной цепи подобных фактов было появление под пером одного из соловецких заключенных гимнографического сочинения, посвященного святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу.

  • Кончина праведника

    Глава из книги митрополита Вениамина (Федченкова) Всемирный Светильник. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. Чудесна жизнь преподобного Серафима, необычайна была и святая кончина его.В Житиях многих прославленных подвижников мы читаем нередко, что они и пред самою смертью своею не уверены были в последнем суде Божием о своей участи за гробом. Так, например, св.Агафон плачет о себе. И когда удивленные этим братия спрашивают его, как он может плакать после стольких подвигов, то смиренный раб Божий со слезами отвечает им, что по силе своей он старался подвизаться о спасении души, но, добавил он: “Ин суд человеческий и ин суд Божий”. А другой святой, Великий Пимен выразился еще страшнее. Когда его спросили, чего он ожидает в будущем веке, он, не задумываясь, сказал: “Мне место – там, где сатана!”

  • «Для того, чтобы жить правильно, нужно чтобы ум "плавал в Евангелии"».

    Слово игумена Ианнуария (Недачина) в Неделю пред Богоявлением, день памяти преподобного Серафима Саровского. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшний воскресный день называется по церковному календарю Неделей пред Богоявлением. Этот день находится в самой гуще важнейших христианских праздников: Рождество, Обрезание Господне. И вот сейчас мы готовимся встретить праздник Крещения Господня. Это очень важное событие в мировой истории. В этот день Господь явил Себя миру, вышел на проповедь. То, что мы праздновали с вами, – Рождество Христово, Обрезание, – события тех времен, когда только очень небольшому, избранному кругу людей самых благочестивых и самых верных было ясно, что в мир пришел Мессия. А сейчас мы готовимся встретить тот день, когда Господь начал Свою спасающую весь мир проповедь.

  • Вифлеемская звезда над Соловками

    Воскресная школа и Соловецкая школа искусств подарили соловчанам и братии монастыря Рождественский праздник.

  • Рождественское поздравление

    Христос Рождается, славите! «Неприидох, да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» (Ин. 6, 38.) Христос сходит с небесных кругов и приходит в мир. Царь Славы рождается в пещере. Христос есть Царь Царей, но Eго пришествие в этот мир не было похоже на пришествие императора-победителя. Представьте, император возвращается с победой. Он въезжает в город со свитой. На солнце сверкают доспехи. Народ ликует. Это настоящее торжество.

  • Слово в день памяти священномученика Илариона

    Слово архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, произнесенное по окончании Божественной Литургии в Сретенском монастыре в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшний день – день, когда Церковь воспоминает и прославляет священномученика Илариона Верейского… Он жил в то время, когда свидетельством о Христе было уже само служение, когда причастность твоя к Русской Православной Церкви уже была поводом для гонений. Он исповедовал Христа всю свою сознательную жизнь. К сожалению, мы думаем, что мученики – это только те, кто принимают мучения за Христа. Нет. Мученики – это те, кто свидетельствуют о Христе.

  • Краски островов

    Петербургские художники с радостью пишут Соловки и рассказывают о своих впечатлениях. Зимняя пора - время воспоминаний и радостных «встреч» со своими лучшими летними днями: даже когда они запечатлены в цифровых фото-аналогах реальности, - все равно, это только твои мгновения, твое видение… По-правде, счастливы те, кто имеет талант оставить вечности свой взгляд на мир, не прибегая к посредничеству технических средств: художнику нужен лишь листок бумаги и карандаш, - и уже творится новая жизнь на белом месте…

  • Камни, которые мы разбросали

    За свою долгую жизнь он повидал немало камней. Но самым главным из них стал камень веры, спасённый им однажды и в прямом и в переносном смысле. Казалось бы, чего проще – верить? Разве задумываемся мы над такой мелочью, как вера? Стремимся ее сохранить, спасти? Есть проблемы и позлободневнее. Но после первого знакомства с этим человеком я задумался именно о вере. Потому, что он очень интеллигентно, немного смущенно сказал мне, стоя возле нашего паломнического автобуса: - Видите ли, я вообще-то неверующий. Я никого этим не буду смущать? Это будет нормально в вашем коллективе?

  • Дни Соловков в Петербурге. Послесловие

    Сегодняшний мир часто не оставляет человеку места для самого себя. Он подменяет настоящие желания – суррогатом навязанных ценностей, чаще всего эти модели имеют не «отечественное происхождение». Человек, - особенно в таком большом городе, как Санкт-Петербург, - тратит максимальное количество времени жизни на достижение некого уровня материального благополучия, являющегося искусственной планкой, однако, в силу стереотипов, этот путь представляется многим единственно возможным. Сеть, в которую мы все угодили, если поддались зову этого безумного современного мира, редко дает возможность выглянуть за край своих хитросплетений. Но есть события, которые прорывают завесу, - это события недюжинного духовного порядка, которые на примерах иллюстрируют, что можно жить иначе, что есть спасение от замкнутости в кругах рутины стяжательства и бессмысленного накопительства.

  • Явление Соловецкого монастыря в Санкт-Петербурге

    С 1 по 16 декабря в Университете имени Герцена проходит выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение» … «Якоже отстоит небо от земли высоко, тако и Соловецкий остров от российских монастырей далече отстоит», - говорится в «Сказании о святей велицей обители Соловецкой», написанном в XVII веке. Совершить паломничество в Соловецкий монастырь многим и сегодня не под силу: и далеко, и дорого, и «некомфортно», в том числе психологически. Зато, по рассказам руководительницы известной паломнической службы, поездка на Соловки способна полностью изменить самого зачерствевшего человека. В то же время для многих она становится проверкой: способен ли человек на подлинный духовный рывок, достиг ли хотя бы относительного смирения.

  • Дни Соловков в Петербурге. Выставка и концерт

    1 декабря был самый насыщенный День Соловков в Петербурге. Сразу два события состоялись с разницей в несколько часов: открытие выставки «Соловки. Голгофа и Воскресение» в залах Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и благотворительный литературно-музыкальный вечер «Соловки. Златая цепь времен» в Смольном соборе.

  • «Живой» музей на святом острове

     Кто в Белое море не ходил, тот Бога не маливал, говорили поморы, еще в XVI веке отважно ходившие в Арктику. Как русские господствовали в северных морях, почему вместо маяков использовались кресты, как соловецкие монахи строили скиты для терпящих бедствие – об этом и о других забытых страницах истории вот уже пять лет могут узнать посетители уникального Соловецкого Морского музея. Тем, кто до Соловков еще не добрался, о музее рассказывает его научный руководитель Алексей Лаушкин.  

  • «Посещение святынь изменяет людей»

    Беседа с архиепископом Егорьевским Марком О духовной и практической сторонах поездок по святым местам рассказывает руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк (Головков).

  • Владимир Онуфриев: «Монастырю важно выходить в мир и показывать людям свое расположение и дружелюбие»

    Интервью с Владимиром Онуфриевым, дирижером и художественным руководителем Архангельского государственного камерного оркестра.

  • "Настоящий успех невозможен без верности Богу"

    Беседа с игуменом Филиппом (Рябых), представителем Русской Православной Церкви при Совете Европы и настоятелем храма Всех святых в Страсбурге, в преддверии празднования второго перенесения мощей свт. Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652). — Отец Филипп, 16 июля 2009 года в день перенесения мощей святителя Филиппа Вы приняли монашеский постриг и были наречены в честь этого святого. Ощущаете ли Вы духовную связь со своим небесным покровителем, как он влияет на Вашу жизнь? — С тех пор прошло вот уже почти два года. Думаю, что отношения с небесным покровителем формируются всю жизнь через молитву к нему, знакомство с обстоятельствами его земной жизни, посещение мест, связанных с его трудами. Мой постриг был совершен в Троице-Сергиевой Лавре архиепископом Волоколамским Иларионом по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Как мне потом рассказал владыка, имя было выбрано лично Святейшим. На следующий день после пострига, когда Патриарх приехал в Лавру на

next
prev