«Для того, чтобы жить правильно, нужно чтобы ум "плавал в Евангелии"».

E-mail Печать PDF
Преподобный Серафим (Саровский)
Слово игумена Ианнуария (Недачина) в Неделю пред Богоявлением, день памяти преподобного Серафима Саровского.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день называется по церковному календарю Неделей пред Богоявлением. Этот день находится в самой гуще важнейших христианских праздников: Рождество, Обрезание Господне. И вот сейчас мы готовимся встретить праздник Крещения Господня. Это очень важное событие в мировой истории. В этот день Господь явил Себя миру, вышел на проповедь. То, что мы праздновали с вами, – Рождество Христово, Обрезание, – события тех времен, когда только очень небольшому, избранному кругу людей самых благочестивых и самых верных было ясно, что в мир пришел Мессия. А сейчас мы готовимся встретить тот день, когда Господь начал Свою спасающую весь мир проповедь.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Скачать файл.

Скачать файл. (Продолжительность 11:36 мин. Размер 10.6 Мб)

Как же готовиться к этому празднику? Бог прежде послал пророка для того, чтобы он научил людей, как надо приготовиться к встрече с Христом Спасителем. И как же пророк сказал о том? Сказал ли, что надо строить великолепные здания, стадионы, благоустраивать площади, выходить со всем богатством, в самых лучших одеждах?.. Нет, не так сказал пророк. «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими,  и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3:5-6). «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Лк. 3:4). Исправьте в себе, люди, всё: все горы, холмы, всякие овраги, которые являются препятствием между вами и Богом, – не между Богом и вами, а именно между вами и Богом.

И пришел в мир пророк, величайший из всех пророков, Иоанн Предтеча, которого, по слову пророка Исайи, Господь послал приготовить людей к встрече со Спасителем.

Иоанн Предтеча принимал у людей покаяние и крестил их водой. «Крестить» – это значит «омывать», – омывать водой в знак того, что покаяние принято, и человек очищается, для того чтобы встретить Господа. Но, говорил Предтеча: «За мной идет Тот, Кто  "будет крестить вас Духом Святым"» (Лк. 3:16). То есть идет Тот, Кто омоет Духом Святым. И это омовение будет несравненно более высокое, и поистине, и по-настоящему спасительное. А крещение Иоанна Предтечи – только предварительное. Но без этого крещения, крещения покаяния, приблизиться к Господу невозможно.

Вся Иудея пришла к Иоанну Крестителю, для того чтобы креститься. Так хотели люди, как и мы с вами, встретить Спасителя. Конечно, из евангельской истории мы знаем, что потом многие из них не вели себя так, как надо, чтобы встретить Спасителя, многие из тех, кто крестился, участвовали в распятии Иисуса Христа. Но все же шаг этот – покаяние – важен. Без него начать движение к Спасителю невозможно.

По милости Божией, в нашей Русской Церкви есть огромное количество святых, которые показали на своем примере, что значит приготовиться, для того, чтобы встретить Господа. Показали, что значит так покаяться, чтобы соединиться со Христом и получить Духа Святого, которым Господь омывает людей. Эти люди выглядели по-настоящему счастливыми, когда современники с ними встречались...

Никакие другие средства не могли доставить людям в жизни такого счастья, какое они видели в Серафиме Саровском, – он был настоящим носителем Духа Святого, неразлучно пребывал с Богом. Серафим Саровский имел такой мир в своей душе, который происходил от чистоты совести, что всякий человек, который его видел, – и мы имеем множество воспоминаний об этом, – непременно понимал, что этот мир, который носит внутри себя Серафим Саровский, – высшая ценность, которую только можно получить на земле, и к которой нужно стремиться. Святой Дух изливался через Серафима Саровского множеством исцелений, благодеяний, утешений, которыми он помогал не только своим современникам. И в этом храме, наверное, немало людей, которые могут поделиться своим опытом духовного общения с Серафимом Саровским: тем, как он когда-то что-то услышал о Серафиме Саровском; тем, что кто-нибудь посоветовал ему обратиться с молитвой к Серафиму Саровскому или съездить к нему. И о том, как не бывало такого, чтобы кто не получил от Серафима Саровского той или иной благодатной помощи.

Вот такое омовение Духом Святым, о котором говорил Иоанн Предтеча, происходит с человеком, который искренне приготовил себя для Господа и встал на путь, чтобы соединиться с Господом и никогда больше Его не оставлять. Тогда человек становится носителем Духа Святого, и поэтому у таких наших великих святых, как Серафим Саровский, нужно учиться конкретному пути, как к Господу приближаться.

По милости Божией, Серафим Саровский оставил много наставлений о том, как это надо делать. Мы все хотим приблизиться к Богу, но начинаем движение, не понимая порой, в какую сторону двигаться, и какие конкретно действия предпринимать. А Серафим Саровский очень много сказал о том, что именно нужно делать, чтобы идти по этому пути и не сбиться с него.

И один из самых важных его советов касается главной части в человеке. Как у корабля есть кормчий, от которого очень многое зависит, что будет с кораблем, – и если кормчий будет невнимателен, допустит какую-нибудь ошибку, то корабль или сядет на мель, или попадет на скалы, или собьется с курса, – это чревато значительными неприятностями и даже смертью. Так вот и у человека есть кормчий, посредством которого он идет по жизни. Этот кормчий – ум. Он направляет движение всех наших остальных частей. Серафим Саровский говорит: для того, чтобы жить правильно, не сбиться с пути, надо чтобы «ум плавал в Евангелии». То есть настолько хорошо нужно знать Евангельский закон, читать Евангелие, читать о Евангелии, – как Святые отцы понимали Евангелие и воплощали его в жизнь; нужно общаться с духовными людьми, которые бы растолковали, научили бы Евангелию. И вот тогда ум будет плавать в Евангелии, тогда все ориентиры, которые человеку нужны для жизни, для принятия решений, – они всегда будут рядом, всегда будут приходить к нему из Евангелия. И вот тогда весь человек оказывается управлен, тогда он не собьется с пути.

Конечно же, это труд. Конечно же, иной раз хочется заняться чем-то более отвлеченным, почитать или посмотреть что-нибудь более легкое, чем Евангелие, которое требует большой работы по самоорганизации, по отказу от того, что не соответствует евангельским нормам. Евангелие требует работы по поиску истины, работы над собой, – чтобы исправить всякую кривизну, всякую рытвину… Всё надо исправлять! Это труд человека, которому он нередко противится, но нет ничего другого, достойного образа человека. Ничто другое в жизни настоящего счастья дать не может! Опыт Серафима Саровского показывает нам, как щедро одаривает Господь  благодатными дарованиями того, кто посвящает себя изучению Евангелия и исправлению по нему своей жизни.

Поэтому в этот святой день, когда вместе с Неделей пред Богоявлением мы празднуем память великого угодника Божия, просиявшего в Русской Церкви, преподобного Серафима Саровского, обратимся к нему с молитвой о том, чтобы он помогал просвещаться нашему уму, познавать Евангелие и всегда «пребывать в Евангелии». Аминь.
игумен Ианнуарий (Недачин)
2 / 15 января 2012 г.