«Tолько сумейте полюбить Христа...» Письма из Соловецкого лагеря священномученика Петра (Зверева)

avt_sПисьма писаны архиепископом Петром своему келейнику отцу Митрофану и многочисленной пастве Воронежской епархии из Соловецкого лагеря в 1927—1929 годах.

Возлюбленный о Господе отец Митрофан! Поздравляю тебя с наступающим днем твоего Ангела, молитвенно желаю тебе душевного спасения, которое приобретается доброй христианской жизнью, смирением, терпением и любовью к ближним. Я писал тебе и буду писать, жду и от тебя писем. Прошу прислать мне на бумаге изображение святителей Митрофана и Тихона. Поблагодари от меня мать Марию и передай ей, матушке Таисии, после Наталии и О. А. (через мать Марию) мое благословение и благожелание. Всех сегодня поминал за Божественной литургией. Где ты живешь? Что делаешь? Как спасаешься? Я надеюсь, что ты не забываешь, что ты — инок, и по силе подвизаешься богоугождением. Где брат Иоаким? Как живет он? Матери Марии не пишу только потому, что не знаю ее адреса. Прошу сообщить. Тебе и всем благословение и поздравление с праздниками. В посылку можно вложить письмо. Поклон А. М. Прошу святых молитв. С любовью архиепископ Петр.

 11/24.VII. 1927 г.

 

Возлюбленный о Господе отец Митрофан! Поздравляю тебя, брата Иоакима и всех с праздниками в честь святителей Митрофана и Тихона и всем желаю здравия, спасения и всякого благополучия. Жду от тебя писем. Пиши чаще: адрес узнай у жены А. Я отправил тебе несколько писем. Как вас Господь милует? Где и как живешь? Что делаешь? Не теряй даром времени — помолись, почитай Священное Писание и творения святых отцов, а может быть, научишься и ремеслу какому. Как здравствует отец протоиерей Петр, А. М: М., М. А., В., А. Я., мать Мария, Ф. М., отец Уалент, отец протоиерей Димитрий, Е. Ф. и другие?! Да хранит Господь всех вас в мире, здравии и благополучии. Всех с любовью помню, за всех молюсь. Всем кланяюсь и всех благословляю. Мы пока, по милости Божией, живы, здоровы и благополучны. Я состою на должности сторожа вместе с Курским архиепископом. И Слава Богу! За все благодарю Господа! Мне можно писать кому и сколько угодно, на город «Соловки». Не забывай молитвы о грешном архиепископе Петре. Как здравствует отец протодиакон? Поклон и благословение. Архиепископ Петр.

 25.VII/7.VIII. 1927 г.

 

Поздравляю тебя, возлюбленный о Господе отец Митрофан, с днем твоего Ангела. По молитвам святителя Митрофана, небесного твоего покровителя, Господь да сохранит тебя от всякого злого обстояния, да наставит тебя на всякую истину, да спасет и помилует! Старайся приобретать смирение, которое побеждает козни вражии и привлекает милость и благоволение Божие. За твои молитвы Господь хранит нас пока здравыми и благополучными. Я часто пишу тебе, а от тебя еще не получал писем; да и вообще никто из Воронежа не писал мне. Когда ты найдешь возможным писать мне, то пиши. Слышим, что у вас был Преосвященнейший Алексий1. Как тебя Господь милует? Приобрети в книжном магазине тот Каноник киевский, который ты видел и о котором говорил мне. Прошу твоих молитв. Господь да благословит тебя и всех. Мир ти. Архиепископ Петр.

1/14. VIII. 1927 г.

 

Часто пишу тебе, любезное о Господе чадо мое, надеюсь, что авось какое-либо письмо дойдет до тебя. Ни от тебя, ни от других никого не получал еще я писем, а потому не знаю, как вы живете и спасаетесь. Писал кое-кому к праздникам, но не знаю, получили ли они. Я пока, по милости Божией, жив и здоров, духом всегда пребываю со всеми вами и молюсь за вас непрестанно. Хочется думать, что и меня не забыли и что и за меня молятся, хотя в тайне поминая мою худость. Знаю, что у вас был и служил Преосвященный Алексий и что теперь временно назначен к вам митрополит Нафанаил2. Прибыл ли, и как его встретили, и каково к нему отношение? Дай Бог ему право править слово истины Христовой. Как живет и здравствует Покровский отец Петр? Где устроился прибывший из Полтавы отец Николай? Поклонись от меня отцу архимандриту Владимиру и попроси устроить отца Николая в самом Воронеже. Пусть А. не забывает своей старшей сестры и помогает ей. Господь же благословит тебя и всех. Поклон всем. Архиепископ Петр.

 11/24. VIII. 1927 г.

 

Возлюбленное о Господе чадо мое! Спасения от Господа желаю тебе. Спасибо тебе за твои труды и попечения. Ты поступаешь, как и подобает любящему о Господе сыну и верному послушнику. Ты теперь заменишь мне отца Серафима3, с которым я был связан взаимной о Господе любовью. Если бы он был жив, он несомненно прилагал все свои силы, чтобы утешить мою худость. И вот теперь то, что он не может сделать из-за своей смерти, выпадает на твою Долю. Господь да воздаст тебе, а я смотрю на тебя, как на самого мне близкого и преданного, Богом данного послушника, брата и чадо. Если А. получила мое письмо, которое я писал ей на половинке письма к тебе, и если она согласна, то прими ее в свои сотрудницы в заботах, но делайте тихо, без шума, как подобает иноку. Меня очень огорчило, что писать Мария смутилась, получив от меня открытку. Попроси у нее от меня прощение, ибо я не желал беспокоить ее. Впредь стану осторожней. Если еще кто смутится так же, как мать Мария, то сообщи мне, и я перестану смущать подобным образом. Не понял я, чем и ты смущаешься и почему молишься дома. Напиши подробнее. Это можно. Нам ничего не известно. Мы знаем только, что к вам назначен митрополит Нафанаил и что прибыл епископ Алексий из Козлова. Раньше они были православными, а каковы стали — нам неизвестно. Поступай так, как поступают отец Андриевский Иоанн, отец Петр Покровский, отец Николай, прибывший из Полтавы. Поклонись же от меня и передавай мое благословение и просьбу не забывать в своих молитвах. Когда будешь посылать что, присылай стеариновых свечей... Спаси Христос за образки — мне хотелось иметь их, особенно преподобного Серафима. Где ты теперь живешь? Поклон и благословение тебе, А., А. М. Г., А. С, А. А., В., М. А., Ф. М., С. К. и всем верующим. Прошу твоих молитв. С любовью о Господе архиепископ Петр.

 25.VIII/6.IХ. 1927 т.

 

Боголюбивейшая В. А.! Из бывшей обители преподобных Соловецких шлю Вам, А. Н., К. Н. и свещеносцу Вите благословение, поклон, благопожелания и благодарность за память и поклоны, которые исправно получаю, и за все ваши заботы и молитвы. Живу воспоминаниями и храню в своем сердце Богом данную мне паству, за которую молюсь и которую благословляю. Слава Богу за все ниспосланное! Мы за ваши молитвы здоровы и бодры Духом. Господь да благословит Вас и да благопоспешит вам всем. Ваш богомолец и благожелатель, грешный архиепископ Петр.

 6/19. XI. 1927 г.

 

Возлюбленное о Господе чадо мое! Возмогай о Господе и в державе крепости Его, да спасена будет душа твоя! А я, грешный, благодарно молюсь за тебя, надеясь, что Господь не оставит нас и рано или поздно соединит нас вместе для спасения души. Письма стали от многих доходить до меня, но от А. М. маленькой и от А. В. я, к сожалению, не получил, хотя бы и рад был, почему и воздерживаюсь и сам писать им. Благодарю твоих хозяев, а также и приславших мне письмо Серафиму, Татиану, Ольгу и Антонину. Благословляю их и желаю им здоровья, благополучия и твердости в вере. Просфоры получил. Отцу Иннокентию передал. Благословение и благодарность рабе Божией Евстолии. Если есть возможность, то лучше ей окончить девятилетку. За болящего раба Божия Тимофея помолюсь, но и сама она пусть молится Святителю Николаю: утром и вечером — по три поклона земных и раз в неделю читая ему акафист. Благословение и рабе Божией Евдокии, приславшей мне письмо. Она просит, чтобы я распорядился относительно акафистов в храмах, но я не управляю теперь и потому не могу распорядиться, да кстати, как слышу, меня и не поминают за богослужением, так что я думаю, не уволен ли я и совсем из Воронежской епархии. Поклон Ф. М. Прошу ее святых молитв мне в помощь. Господь да благословит тебя и всех. Грешный и недостойный архиепископ Петр.

 18.IХ/1.Х. 1927 г.

 

Поздравляю Вас, любезная о Господе А. Л., с наступающими праздниками Рождества Христова, Обрезания и Крещения Господня. Молитвенно желаю Вам от Господа всяких милостей и спасения душевного, последнее — самое главное: будет оно, будет и все остальное, только сумейте полюбить Христа, сумейте Им единым дышать, жить, о Нем лишь думать, к Нему стремиться, о Нем беседовать, Его слова в Евангелии читать, заучивать и воплощать в жизни. Сумейте полюбить Христа, и всем около вас будет тепло, покойно и не тесно. Помолитесь, чтобы и меня Господь научил этой единственно нужной науке. Благодарю вас и всех, особенно помолившихся и вздохнувших обо мне в годовщину моей разлуки со всеми Вами. Этот год и дальность расстояния ее только не охладили моего сердца, но я еще больше люблю всех Вас о Господе и всем благожелаю. Будьте здоровы, мирны и благополучны и да хранит Вас всех Матерь Божия и святые святители наши. Мир всем и Божие благословение. Грешный архиепископ Петр.

Отец Иннокентий4 плох, если скончается, пришлю телеграмму, и вы все тогда помолитесь об упокоении души его, все почитайте о нем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день в течение шести недель, а усердные и до году5.

 

Пишу вам, добрейшая В. А., не только по своему желанию, но и по просьбе умирающего отца Иннокентия, которого только что навещал. Исхудал он до неузнаваемости, говорит еле слышно; положение его безнадежное, рвота постоянная, началась икота, по-моему предсмертная. Духом он бодр, со всеми примирен, предался воле Божией, по-христиански ожидает смерть, а когда я уходил, то он, не будучи в состоянии поклониться, сделал руками жест, говоря: «Прошу вас от меня передать поклон всем», — что я и спешу исполнить. Да укрепит его Господь! Прихворнул и я немного от простуды. Поболело горло, теперь лучше. Пусть никто не гневается за редкое получение от нас писем, теперь почта будет ходить реже и к вам, и к нам: больше месяца нет у вас писем. Болит сердце за всех вас. Всей вашей семье и Вите, всем верным Божие благословение и поклон. П. К. Зверев, I отделение, 4 рота.

14/27.ХII. 1927 г.

 

Вступая в новолетие, приветствую Вас и всех, посылаю Вам благословение и искренние пожелания всего лучшего в этой многоскорбной земной жизни. Благодарю Вас за заботы в уверенности, что Господь Сам воздаст Вам Своими богатыми милостынями. Камилавки в свое время получил, благодарю тех, кто соорудил их так хорошо, и благодарность немедленно послал с извещением. Мы пока живы и здоровы, но вестей не имеем почти два месяца, т. к. доставка почты не наладилась, а на аэроплане еще, по-видимому, не подумали. Отца Иннокентия похоронили, горько оплакав его потерю. Но на все воля Божия. Он умер примиренный со всем и со всеми, не произнеся ни одного слова ропота или злобы. Мир и благословение. Ваш П. К. Зверев, I отделение, 4 рота.

 31.XII. 1927 г./13.I. 1928 г.

 

Только теперь имею возможность отправить Вам желаемую Вами открытку с видом Варваринской часовни. Не могу словами выразить моей глубочайшей благодарности за все решительно и могу лишь молиться за Вас, пока Господь даст жизни. Да хранит Вас Бог от всех козней дьявольских ради Вашего чистого и бескорыстного усердия! За молитвы многих я пока жив-здоров. Особенно сердцу пришлось мне Ваше пожелание к празднику не чувствовать острой боли и тоски. Спаси Господи. Но сердцу человеческому трудно сделаться даже мало чувствительным. Я же кровно соединен со своей паствой и не могу не молиться за нее и не беспокоиться о ее благополучии, мире, здравии, спасении. Вам, Вашим родным и всем мир и Божие благословение. Благодарность. Сана на адресах никто не пишите. П. К. Зверев, I отделение, 4 рота.

7/20. I. 1928 г.

 

Грустно, что никто не получает от меня писем, но это происходит лишь от того, что теперь зима и почта не может ходить аккуратно. Но вот меня удивляет, что вы до сих пор не знаете о кончине отца Иннокентия, почившего в самый сочельник, 24 декабря в три часа утра, а я возвещал его родных телеграммой. Завтра уже 40-й день справляем молитвенно. За ваши молитвы я, по милости Божией, жив и здоров, как и прочие, всем пишу при всякой возможности. Мои мирские именины были 28 февраля, а день рождения 18 февраля. От вас тоже мало доходит вестей, хотя знаю, что вы все пишете и помните, и молитесь. Если не получаете писем от меня, то никто да не думает, будто я кого извлек из своего сердца или памяти: всех о Господе люблю, помню, и благодарю, и благословляю. Дай Бог вам всем всякого благополучия. Всегдашний богомолец — П. К. Зверев, I отделение, 4 рота.

 31.I/13.II. 1928 г.

 

Сердечно благодарю вас всех за память моей хиротонии и рождения, а главное за ваши молитвы и за то, что сердцем не разлучаетесь со мной. Но не смог исполнить Вашего поручения и передать отцу Иннокентию Вашего привета, т. к. незабвенный для меня отец Иннокентий предстоит уже Престолу Божию и, освободившись от веяния болезни, печали и воздыхания, молится за всех его поминающих и любящих. Я до прибытия сюда никак не предполагал столь быстрого течения его болезни, но здесь для меня стало ясно, чем он болен и что дни его сочтены. С этого момента я стал готовить его к исходу, не скрывая от него. Сначала тяжела была для него мысль о смерти, но затем он вполне примирился с ней и покорился воле Божией. Осиротел теперь его «келейник», но пусть не сокрушается, если Господь приведет мне вернуться, тогда Витя уже подрастет и станет уже вместе с отцом протодиаконом мне прислуживать. Для него я храню нательный крестик отца Иннокентия. Я, по милости Божией, пока жив и здоров. Работаю по счетоводству в продовольственном складе, где занимаются одни священники. Тут же живу в малой комнатке вместе с Преосвященнейшим Григорием6, епископом Печерским из Нижнего. Но здесь пребываю лишь телом, духом же всегда с вами и среди вас, всегда благословляю вас и благожелаю вам. Всех, конечно, помню и всем прошу передать мои поклоны и благожелания. Господь да поможет вам во всем. Благословение Косте и Вите. Надеюсь, что впредь вы будете писать мне о себе и о своих. Архиепископ Петр.

 25.II/9. III. 1928 г.

 

«Скорби сердца моего умножишася, ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою. Аз же незлобою моею ходих и, на Господа уповая, не изнемогу». Такими словами или, вернее, чувствованиями от сердца пишу тебе, получив письмо от арх. Михаила и от других. Меня считают еретиком, обновленцем. Благо мне, яко смирил мя Господь, приемлю эту клевету и поношение, как от руки Господа, во избавление от множества грехов моих. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. Но болит душа моя смертельно о тех, кто так дьявольски хитро обманут, и разделен, и поставлен на ложный и опасный путь, совершенно не церковный, хотя и прикрываются как будто чем-то церковным. Мне не следовало бы себя оправдывать в глазах тех, которые хотя и со слезами любви и скорби все же нашли в себе возможность допустить, будто я со всеми прочими братьями отступил от истины и в чем-либо, хотя в малом, перекинулся на сторону лжи, обмана, ереси или раскола. Благодарю Господа за то, что благодатью Его есмь то, что был и что есмь; да если бы я и в малом самом чем поступился бы, то давно был бы со своими детьми, а сего нет. Я никого не упрекаю. Наоборот, вседушно скорблю, что детей обманули и восстановили против отца, им самоотверженно служившего и за свое служение надолго от них оторванного. Наша совесть спокойна, мы сделали все, что требовалось, и пусть никто не верит никаким наветам вражиим и не сомневается в чистоте моего православия. Молю Бога открыть глаза искренне верующим и собрать всех воедино. Тебе и родным привет и поклон. Петр.

3/16. VII. .1928 г.

 

Анзер. Троицкая командировка.

 

Поздравляю тебя, отец Митрофан, и, всех с праздником Сретения Господня и молитвенно желаю всем здравия, спасения и всяких милостей Божиих. В этот день исполняется уже десять лет со дня моей хиротонии, а потому в этот день прошу особенно помолиться за меня, да сотворит Господь со мной Свою милость, да дарует мне еще послужить Святой Церкви терпением, перенесением безропотным всех скорбей и напастей, покорностью воле Божией, смирением, любовью к ближним, наипаче к моей пастве, и молитвами за нее. А если Бог пошлет по мою душу, то и смертью вдали от близких сердцу. Много мыслей теснится в моей душе, но тесна и мала для них открытка, а потому я не делюсь ими с вами, хотя бы и желалось. По милости Божией, за молитвы многих я пока жив и сравнительно здоров, если не считать ревматических болей в костях. А тяжело и грустно вдали от могилки отца Иннокентия7. Молитвенно вспоминал я его, благодаря Господа за то, что Он избавил его от этой жизни и вселил его там, идеже несть болезнь, печаль и воздыхания. Часто вспоминаю отца Пафнутия, но не знаю, где он и как живет. Не будешь ли так добр, не наведешь ли о нем справки, поклонись ему, передай ему мое благословение и скажи, что я по-старому о нем помню и к нему отношусь, молитвенно желаю ему спасения и всяких милостей Божиих. По случаю зимы почта еще не наладилась, и я не получаю давно писем ни от кого. Наверное, и вы так же, хотя я каждую неделю кому-либо пишу по письму... Как-то вас Господь милует? Всем без исключения верным Господу прошу передать мир, благословение и поклон. Всех да хранят молитвы Матери Божией и святых Митрофана, и Тихона, и Антония, великих святителей Воронежских. Я по-прежнему живу в уединенном и пустынном месте, за все благодаря Господа и во всем смиренно покоряюсь воле Его. Прошу тебя быть смиренным, не думать о себе высоко, молиться Господу и не впадать в обольщение и прелесть лукавого, который силится прельстить, если возможно, и избранных, по слову Господа. Мир тебе и всем. Архиепископ Петр.

 9/22. I. 1929 г.

 

Храм Воскресения Христова. Часовня на месте обретения мощей священномученика Петра на склоне горы Голгофа

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Алексий (Буй), епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии. 19.12.1923 г. хиротонисан во епископа Велижского, викария Полоцкой епархии. С 1924 по 1926 г. занимает разные кафедры. В начале 1928 г. уклонился в иосифлянский раскол, проявив большую непримиримость. 27.03.1928 г. запрещен в священнослужении и освобожден от управления епархией. 7 марта 1929 г.  арестован в Москве, отправлен на три года в Соловецкий лагерь. В феврале 1930 года на Соловках вторично арестован и этапирован в Воронеж. 28.06.1930 г. внесудебным приговором коллегии ОГПУ приговорен к расстрелу в составе группы из 12 человек. Приговор в отношении епископа Алексия в исполнение приведен не был. Привлечен обвиняемым по делу «Всесоюзного центра “Истинное Православие”» и переведен в московскую тюрьму. 03.09.1931 г. высшая мера наказания для него была заменена десятью годами лагерей.  Отбывал заключение в Свирском лагере и на Соловках. 04.01.1932 г. написал письмо И.В. Сталину о сочувствии рабоче-крестьянской власти и с просьбой о помиловании. 19.12.1932 г. епископ Алексий был арестован на Соловках и вновь отправлен в Воронеж. Подписав угодные следствию протоколы о работе церковно-монархической организации и ее составе, избежал нового лагерного срока. 2 апреля 1933 г. дело в отношении него было прекращено. Вновь отправлен на Соловки, где работал в деревополировочном цехе. Расстрелян 3 ноября 1937 г. в урочище Сандармох близ города Медвежьегорска в Карелии.

2. Нафанаил (Троицкий), митрополит Харьковский. Род. 30.10.1864 г. в семье священника Донской епархии. В 1897 г. окончил Казанскую Духовную Академию. 29.02.1904 г. хиротонисан во епископа Козловского, викария Тамбовской епархии. В 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1921 г. назначен на Харьковскую и Ахтырскую кафедру. В 1924 г. возведен в сап митрополита. В 1924—1927 гг. епархией не управлял. С 1927 г. временно управлял Воронежской епархией. В этом же году уволен на покой. Умер в 1933 г. и, согласно его завещанию, был отпет как мирянин и погребен на кладбище ст. Перхушково Белорусской ж. д.

3. Отец Серафим. Почивший келейник владыки Петра.

4. Преподобномученик Иннокентий (Беда). Ближайший помощник владыки Петра во время его пребывания на Воронежской кафедре. Род. в 1881 году в Полтавской губернии в крестьянской семье. В 1908 году был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. С началом Первой мировой войны переехал в Тверь, где познакомился с епископом Старицким, викарием Тверской епархии, Петром (Зверевым) и стал его келейником. После ареста епископа в 1923 году, уехал на родину в Полтавскую область. После возвращения из ссылки в Москву епископа Петра отец Иннокентий приехал к нему, а по назначении того на кафедру в Воронеж поехал вместе с ним. Был возведен в сан архимандрита. Арестован по “делу” владыки 17.12.1926 г. Приговорен к трем годам заключения в Соловецком лагере. В октябре 1927 г. тяжело заболел. Умер 6 января 1928 года, накануне праздника Рождества Христова. Погребен на монастырском кладбище неподалеку от церкви преподобного Онуфрия Великого.

5. По церковному обычаю по почившим особенно усердно следует молиться в течение 40 дней после кончины, т. к. в это время душа умершего проходит воздушные мытарства. Это письмо не датировано. По содержанию относится к декабрю 1927 года.

6. Архиепископ Григорий (Козлов, 1883, †1937). Из семьи мещан. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1909). 15.02.1919 г. рукоположен во иерея, служил при Всехсвятской церкви, с 28.08.1920 г. — Ильинской церкви в Костроме. 02.04.1922 г. хиротонисан во епископа Ветлужского, викария Костромской епархии. В 1923 г. арестован, освобожден 14 декабря по постановлению НКВД РСФСР, но в феврале 1924 г. вновь арестован. После освобождения продолжал служение на Ветлужской кафедре. В феврале 1926 г. назначен епископом Печерским, 1-м викарием Нижегородской епархии. Проживал в бывшем Печерском Вознесенском монастыре. 22.12.1926 г. отправлен под конвоем в Москву, где 24 декабря был арестован. Содержался в Бутырской тюрьме. 29.04.1927 г. осужден особым совещанием ОГПУ на 3 года заключения в Соловецком лагере. Работал на продуктовом складе вместе со сщмч. Петром (Зверевым). В 1928 г. находился в изоляторе на Анзерском острове. По отбытии полного срока наказания 23 ноября 1929 г. освобожден из лагеря с ограничением в правах проживания. 3 года провел в нарымской ссылке (Сибирь). 28 ноября 1932 г. постановлением Полномочного представительства ОГПУ по Западно-Сибирскому краю еще на 3 года сослан в г. Орёл. Вскоре после окончания срока ссылки 7 декабря 1935 г. назначен на Уфимскую кафедру. В июле 1937 г. возведен в сан архиепископа. Арестован 28 июля (по др. данным, 1 августа) 1937 г. 21 ноября 1937 г. постановлением Особой тройки НКВД Башкирской АССР приговорен к расстрелу. Погребен на Сергиевском кладбище г. Уфы.

7. В 1928 г. архиепископ Петр был переведен из Соловков на остров Анзер.

 

Письма приводятся по публикации в журнале «Троицкое слово». ТСЛ, 1991. № 7. С. 54–62. Примечания дополнены.