Результаты анкетирования посетителей выставки «Соловки. Голгофа и Воскресение» в Санкт-Петербурге

E-mail Печать PDF

vystavka.04.sВ рамках проекта «Дни Соловков в Санкт-Петербурге», осуществленного при совместной поддержке Соловецкого Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и Соловецкого государственного музея-заповедника проходила выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение». Экспозиция разместилась в Голубом зале Дворца культуры РГПУ им. А. И. Герцена с 1 по 16 декабря 2011 года.

В период проведения выставки посетителям было предложено заполнить анкету: поделиться своими впечатлениями об экспозиции и описать образ Соловков, возникший в результате ее посещения. Ниже представлены результаты анкетирования, в котором приняло участие 100 человек – петербуржцев и гостей Северной столицы.

К сожалению, далеко не все посетители смогли найти время и заполнить анкету. Мужчины спешили по делам, женщины объясняли свой отказ тем, что «мало что понимают в этих табличках…», поэтому результаты исследования не претендуют на полную «объективность», хотя бы потому, что среди респондентов оказалось 83% женщин и всего 17% мужчин.

Тем не менее, возрастной состав посетителей, на наше удивление оказался достаточно равномерным. На выставке побывали представители совершенно разных поколений:

Возраст посетителей выставки

  •  школьники, которые, возможно не были достаточно информированы о проведении выставки;
  •  люди, занятые в течение рабочего дня (32–41 год);
  •  пенсионеры (люди старше 71 года), которые менее всего имели возможность попасть на выставку;
  •  активно поcещавшая выставку молодежь студенческого возраста;
  •  не менее активные люди предпенсионного (42–51 год) и пенсионного возрастов (52–71 год).

Необходимо отметить, что многие, передавая заполненные анкеты, сетовали на недостаточную информационную поддержку, что не позволило многим вовремя узнать о «Днях Соловков» в целом и о выставке, в частности.

В одной из анкет автор высказал предложение: «Необходимо пригласить на выставку классы детей с учителями истории России». Некоторые преподаватели РГПУ им. Герцена и педагоги других ВУЗов уже сделали шаг в сторону внеаудиторной просветительской работы среди своих подопечных. Однако значение и потенциал подобных живых фотолетописей монастыря, как части истории самой России, еще не до конца оценен российской общественностью.

Один из основных вопросов, который мы ставили перед собой, когда начинали исследование: вопрос о различии образа Соловков, который формируется после непосредственного посещения архипелага, и который бытует на материке среди людей, не посещавших Соловки, но лишь читавших и слышавших о них. Соответственно, прежде всего нас интересовало, кто из посетителей выставки бывал лично на Соловецких островах. Ответы распределились следующим образом:

Бывали ли Вы когда-нибудь на Соловках?

75% посетителей выставки не бывали на Соловецких островах, 25% посещали Соловки один или несколько раз (пять, шесть и более раз), притом, среди них были  те, кто посещал острова архипелага еще до возрождения монашеской жизни в обители, в 1970–1974 гг.

Можно отметить, что 10 из 20 посетителей, однажды побывавших на Соловках – приезжали туда в последние годы – с 2006 по 2011 г. Помимо прочего, это говорит о том, что связи, образовавшиеся с миром Соловков за время пребывания на острове, дают возможность живо интересоваться текущей ситуацией и узнавать по различным информационным каналам о мероприятиях, связанных с Соловками. В частности, об этой выставке.

Какие же аспекты выставки оказались наиболее важными для посетителей? Мы предложили на выбор готовые формулировки (из которых можно было выбрать несколько вариантов ответа), а также предоставили возможность респондентам высказать свое оригинальное мнение:

А. Благодаря этой выставке я узнал (а) что Соловки – это один из самых крупных центров духовной жизни страны;

Б. Выставка оказалась полезной для ознакомления с историей и культурным наследием Соловков;

В. Меня интересовала природа и экология Соловецких островов, выставка помогла мне больше узнать об этом;

Г. Посещение выставки расширило мои представления о лагерном периоде истории, в том числе, как истории самого Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), так и ГУЛАГа в целом;

Д: Ваш вариант ответа.

Ответы распределились следующим образом:

diagrama-2

На первом месте – культурное и историческое наследие Соловецких островов (29,38%). Однако всего лишь на несколько голосов меньше получили такие аспекты как «духовное наследие» (24,23%) и лагерный период соловецкой истории (23,08%). Значительно отстает показатель восприятия природного богатства архипелага. Если учесть, что большинство заполнивших анкеты не посещали Соловков, не остается сомнения, что они писали в данном случае именно о восприятии фотоэкспозиции, а не о смешанном чувстве, оставшемся от соприкосновения с Соловецкой реальностью, на которое наложились многочисленные фотографии с выставки. Возникает вопрос – почему этому аспекту уделено мало внимания? Казалось бы, большинство прекрасных снимков как раз открывают перед нами красоты соловецкой природы в разные времена года. Но: в большинстве случаев пейзажи служат фоном для грандиозных построек или других сюжетов: крестные ходы, богослужения, раскопки, хозяйственное устройство обители и так далее. Разъяснение подобному распределению ответов мы находим в развернутых ответах посетителей («ваш вариант ответа»). Можно выделить еще несколько повторявшихся в разных формулировках важнейшие аспекты.

1. Воспоминание о Соловках, возможность прикоснуться к ним через выставку в Петербурге (для тех, кто, разумеется, уже побывал на островах):

  •  «вспомнил о Соловках (ностальгия)»;
  •  «напомнило обо всем увиденном»;
  •  «еще одна возможность слиться душою с Соловками»;

и, наконец:

«полюбила Соловки и тоскую, поэтому хочется опять увидеть, хотя бы на фото»

или

«выставка хорошо оформлена, дает эмоциональную составляющую – а это для выставки важно. Т.к. я была на Соловках с "Мемориалом", читала о Соловках, то информация (уже) была».

Итак, сопричастность, переживание неповторимой соловецкой атмосферы через фотографии на стендах – вот один из важнейших аспектов, обнаруженных благодаря посетителям.

2. Взгляд тех, кто не был на Соловках, остановился на самом оформлении выставки, как на существенном аспекте. Встречались даже такие отзывы: «зал небольшой, но экспозиция сделана с любовью. Впечатлили большие фотографии»; или отмечали «выставочный формат экспозиции». Также в отзывах прозвучали слова о том, что «выставка великолепная, познавательная», «выставка содержательная».

3. Многие проявили особый интерес к процессу восстановления обители в течение последних десятилетий, а также к тому, как, исходя из личного опыта и наблюдений, преображался облик современных Соловков:

– «выставка помогла узнать: как изменились Соловки с моего посещения их в советское время, как проходит реставрация в данный момент»;

– «увидел, как изменились Соловки»;

– «узнать о современной жизни монастыря и о истории его возрождения после ГУЛАГа»;

«посещение выставки расширило мои познания в становлении монастыря его духовной жизни, о горьком периоде ГУЛАГа и о воскресении и духовной и восстановительной деятельности монастыря».

4. Четвертый аспект: выставка – это своеобразный портал, дверь, через которую попадаешь на Соловецкие острова. В этой связи можно привести такую цитату: «выставка помогла мне воочию побывать в самом крупном духовном центре России, из-за пока невозможности побывать там, в т. ч. из-за нехватки средства; выставка дает возможность прикоснуться, побывать и наполнить духовным богатством душу», или: «еще один случай – шаг на пути к Соловкам».

5. Следом за мнениями о «виртуальном» соприкосновении с атмосферой Соловецких островов, хочется выделить ряд отзывов об уникальной возможности, предоставленной петербуржцам: познавать не только зрением и слухом, но через прикосновение к святыням получить духовно-телесный опыт сопричастности: «для меня очень важны святыни, которые прибыли в Петербург, и лично для меня. Какая милость Божия, а также вереница мучеников, укрепляющая ныне живущих».

В отличие от Москвы и Архангельска, Петербург не окормляется Соловецкой обителью, буквально – в городе нет монастырского подворья. Поэтому и появление соловецких святынь в Северной столице – огромная редкость. Так, одну из посетительниц привело на выставку именно желание прикоснуться к Кресту преп. Савватия: «узнала о святом кресте, доставленном с Соловков, решила приложиться ко кресту и святым иконам, и молва вывела на выставку РГПУ им. Герцена».

6. Из немногочисленных отзывов можно сделать вывод, что даже такая сложная задача – как отражение внутреннего склада самих людей, связанных с историей Соловков (монастыря, лагеря) – удалась устроителям выставки:

«Монашество – это особые люди, вызывающие глубокое уважение. Я думаю, они отмечены Богом при рождении»;

– «потрясла святая Северная земля и русские люди, которые все могут, если не приносить зла»;

– «хочется молиться и быть русским православным человеком».

Следующий вопрос, который был важен для нас: как повлияет выставка, проведенная в Петербурге на стремление посетить сами Соловецкие острова. Вопрос был сформулирован следующим образом: «появилось ли у Вас желание посетить (впервые или вновь) Соловецкие острова после посещения выставки?»

Появилось ли у Вас желание посетить Соловецкие острова?

Можно отметить, что среди тех 25% людей, которые уже посещали Соловки, ответы распределились несколько иначе: ответы «нет» или «не знаю» – вообще не были выбраны, а 59% из них собираются поехать туда вновь в ближайший летний сезон. 13,5% – не готовы поехать в преклонном возрасте и за дальностью пути, и, наконец, 27,7% отмечают, что на сегодняшний день поездка на Соловки слишком дорогостоящая. Заметим, что речь идет о побывавших там не только в последнее время, но и в 1970-е гг.

Далее посетителям был предложен вопрос: «с какими целями Вы бы желали посетить Соловецкие острова?».

Помимо стандартных ответов у респондентов была возможность предложить собственный вариант ответа:

А. Посетить древний Соловецкий монастырь и его скиты, прикоснуться к святыням, узнать о традициях русского монашества и отшельничества;

Б. Ознакомиться с культурным, природным и историческим наследием Соловецкого архипелага;

В. Вживую увидеть удивительную архитектуру Соловецкого монастыря, фортификационных и других инженерных сооружений, прикоснуться к стенам монастыря;

Г. Побывать на Белом море, увидеть морских тюленей, белух и других представителей беломорской фауны;

Д. Поучаствовать в ежегодном бардовском фестивале на Соловках;

Е. Стать участником ежегодной Соловецкой регаты;

Ж. Узнать больше о лагерном прошлом Соловецких островов или найти данные о родственниках, находившихся в Соловецком лагере или тюрьме.

З. Другая причина.

В представленной диаграмме мы приводим сокращенные варианты ответов:

Цель посещения Соловков

Дополнительные варианты ответов, написанных в свободной форме, мы распределили по нескольким основным направлениям:

1. Молитва, пребывание на службах в монастыре, личная связь с преподобными, покаяние за жестокости, совершенные на соловецкой земле:

  •  «побыть на службе, помолиться, поговорить о вере»;
  •  «помолиться»;
  •  «для меня особенно дорог преп. Герман. Я родилась в день успения преподобного»
  •  «поклониться земле, залитой кровью. Покаяться за соделанные злодеяния наших предков».

2. Свой вклад в дело возрождения Соловков: трудничество, волонтерство, работа.

«возможно потрудиться и пожить немного трудницей»;

– «поработать на благо монастыря (метеонаблюдения)»;

– «это уже диагноз. Соловки не отпускают. Хочется что-то делать для Соловков»

3. Отдых духовный и телесный, уход от суеты и соприкосновение с тишиной: «тишины хочу, полноты тишины».

4. Творчество, личные поиски: художественная фотография, подготовка материалов книги к печати, работа в архивах:

– «еще раз прикоснуться к этой теме и пофотографировать на цифру (которой в ту поездку не было)»;

– «сделать фотоочерк с новой фотокамерой в руках и порисовать о души»;

– «заканчиваю книгу "Свод родословных…", где не обойти тему репрессий».

5. Возможность воочию убедиться, «насколько изменились Соловки (Кремль) после реставрации».

Один из последних вопросов: «Вам бы хотелось пожить на Соловках больше недели и почему?», вызвал своеобразный резонанс среди заполнивших анкету.

Вам бы хотелось пожить на Соловках больше недели?

Ниже респондентам предлагалось пояснить свой выбор. Данные ответы, как нам кажется, – это еще один небольшой вклад в копилку знаний относительно мотивов, причин, по которой люди приезжают на Соловки – что их останавливает, смущает, а что – дает возможности и открывает пути реализации.

1. Стоит прожить более недели на Соловках, чтобы глубже проникнуться атмосферой этого места. Приводим слова самих респондентов:

– одного дня не хватит познакомиться с этим местом;

– одной недели крайне мало для того, чтобы проникнуться жизнью на Соловках;

– я уверена, что за один день нельзя достаточно полно проникнуться и прочувствовать дух Соловков;

– неделя очень малый срок чтобы почувствовать душу этого удивительного места;

– почувствовать изнутри жизнь монастыря;

– чтобы «почувствовать место», мало его увидеть, важно ощутить;

– попробовать ощутить святость этого места;

– остров большой – быстро все не обойдешь и не увидишь. А если направляться на другие остров, и все внимательно изучить, нужно не один месяц;

– остров открывается на сразу, это я по Кижи знаю. И с учетом служб и послушаний, не так много времени остается на прогулки;

– только пожив там какое-то время и окунувшись в размеренную жизнь местного населения, можно вполне оценить все значение этой сокровищницы для нашей культуры.

2. Более длительное пребывание на острове – ключ к здоровью души и тела, способ разобраться в себе, возможность стать частью соборной молитвы во время длинных монастырских служб:

Соловецкий монастырь – это место, где душа отдыхает. Была бы возможность – проводила бы отпуск там вместо санатория;

– отдохнуть от мирской суеты (2 упоминания); Там спокойно;

– можно проникнуться монастырским духом. Хотя я не религиозный человек, я знаю, какая это благодать быть в монастыре. Там не возможно не верить в Бога;

– воцерковление, укрепление веры, молитва, прикоснуться к благодати Божией;

– для укрепления веры и духа;

– помолиться (2) вдали от суеты, в себе разобраться;

– побыть в молитве, почувствовать дух монастыря и отшельничества;

– хотелось  бы подольше пожить на Соловках, вставать на братский молебен рано утром, посещать долгие службы… Пешком еще раз дойти до дамбы, подышать воздухом Белого моря;

– чтобы было время для молитвы;

– для участия в богослужениях;

– чтобы узнать Божию волю о мне грешной;

– запечатлеть в сердце путь святых.

3. Кроме того, более длительный срок пребывания на острове дает возможность подробнее познакомиться с историко-культурным наследием:

узнать наш край; узнать подробнее часть истории своей страны;

– удивительное место с глубокой историей;

– хотелось бы приобщиться к богатой культурной и духовной жизни острова;

– историческое наследие России;

4. Хорошая экология, природа, свежий воздух – оказались аргументами как для тех, кто хотел бы приехать зимой, так и для тех кто, напротив, мечтал приехать только летом:

красивая природа, свежий воздух;

– летом там очень красиво, мне нравится красивая природа и свежий воздух.

5. Некоторые указывали более конкретные цели:

поснимать виды природы, ансамбль монастыря и исторические достопримечательности;

– рисовать, смотреть, снимать.

6. Встречались и такие ответы как: «примагничивают», «просто интересно»; «потому что это интересно», или: «затрудняюсь ответить. Но после дней Соловков в Петербурге побывать на Соловках захотелось»

7. Одна из основных причин, по которым люди не решаются оставаться надолго, тем более зимой, это миф о суровых соловецких холодах:

не переношу холод;

– боюсь, не выдержу холода;

– боюсь, не выдержу;

– не люблю ночевать в новых местах;

– Зимой? Я пока не рискую;

– потому что уже довольно пожилой человек, более 65-ти лет;

– человек не приспособленный, здоровье не позволяет.

Хотя некоторые и отмечают, что «зимой познание глубже». Кто-то, напротив, стремиться попасть на Соловки именно зимой, чтобы «проверить себя в условиях Севера».

8. Вторая причина, по которой люди не могут себе позволить посещать Соловки зимой, или же летом, но на длительный срок, это профессиональная занятость:

летом будет отпуск и я свободна;

– пока работаю и буду свободна летом;

– летом более удобно из-за отпускного времени.

9. Совершенно особые высказывания посвящены проблеме восприятия в настоящем события минувшей лагерной истории. Одного человека образ СЛОНа отталкивает от живого соприкосновения с Соловками: «есть чувство страха и угнетенности, думаю, на месте это ощущение будет сильнее»; другого, наоборот, призывает к более глубокому соприкосновению с пластами соловецкой истории: «на Севере она больше ощущается, а также сильнее обостряется восприятие событий, происходивших и в древности, и во времена ГУЛАГа»

10. В заключение упомянем знаковую фразу, встретившуюся в одной из анкет: «хотела бы поучиться тому, как надо жить».

***

Мы также попросили посетителей выставки написать, не задумываясь, три ассоциации (слово, понятие, словосочетание), которые возникают при упоминании Соловков. Обзор представлений о Соловках мы в ближайшее время планируем представить в отдельной фото-композиции в сочетании визуальным и образами.

Материал подготовила Лидия Рахманова,

специалист в области социальной антропологии,

аспирантка факультета социологии СПбГУ