Проповедь архимандрита Порфирия в Неделю Сыропустную

E-mail Печать PDF

Архимандрит ПорфирийВо имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

В канун Великого поста, вступая в него, Святая Церковь предлагает нашему уму размышление об изгнании Адама из Рая. Это первая катастрофа, и катастрофа великая в истории человеческого рода. И, одновременно, это начало той жизни человечества, какой мы ее знаем из нашего собственного опыта.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Скачать файл.

Адам и Ева после изгнания из Рая приобрели то человеческое существо, в котором и мы сейчас пребываем. Иное человеческое существо, первобытное, которое вышло из рук Божиих, – о нем мы имеем сведения лишь из первых двух глав Бытописания Святой Библии. Мы знаем лишь, что тот мир, который вышел из рук Божиих, по оценке самого же Всесовершенного Бога «был весьма хорош». О человеке мы узнаем, что он имел общение с Богом на всяк день, что он был облечен благодатью Святого Духа и ходил в ней, как в одежде. Непрерывно общаясь с Богом, человек постоянно возрастал, и был Богом призван к совместному творчеству: вместе с Богом к обустраивать мир. Так именно человеку Бог дал право назвать, наименовать все живые существа, которые были сотворены Богом. То есть человек мог дать правильное имя всем животным, птицам, рыбам. Это свидетельствует о том, что у человека был ум непомраченным. Он видел вещи в их сущности, и не требовалась ему наука, для того чтобы познавать природу: человек знал истину путем непосредственного откровения Божия. И был человек безгрешен.


Многие задают вопросы, что бы это была за жизнь, что была бы за история человеческая, и была бы она вообще, и как бы исполнилось повеление Божие: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт 1. 28), если бы не совершилось грехопадение? Но это размышленья недалекого человеческого ума. О великом предназначении, о великой задаче, которая стояла перед человеком, и о той полной творчества жизни,  которая предстояла людям, открыто Святым. Преподобный Максим Исповедник говорит, что человек путем бесстрастной жизни, восходя во все большем познании Божества к большему совершенству, должен был преодолеть все те различия и разделения, которые положил Бог в творении. Рай, который был лишь частью земли, распространить на всю землю. Далее, в преодолении пространства соединить землю со Вселенной. Небо соединить с землею, и привести, наконец, весь тварный мир к Богу, будучи в нем Первосвященником и Царем. Вот такое великое поприще предстояло человеку…


Но оно не осуществилось, потому что совершился грех. Для Адама и Евы это был их личный грех, а для нас всех, для всего последующего человечества он стал грехом первородным - определившим все последующее существование человечества. Библия подробно повествует о тех действиях, которыми сопровождались и которыми завершился тот поступок Адама и Евы. Повествует так, потому что во всяком нашем грехе, всякий раз повторяя и умножая тот первый в истории грех, мы сталкиваемся с тем же самым составом греха. Во-первых, это дьявольский прилог. В Раю дьявол в личине змея приступил к Еве, задавая вопрос, в котором одновременно таилось лукавство. Он спросил: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю?» (Быт 3. 1).


Еве, как обладательнице чистого ума, несомненно, было очевидно лукавство, неприязненность и тот чуждый дух, который говорил в этом вопросе. Почему же она продолжила с ним общаться, почему же она не отвернулась от носителя этого смущения? По любопытству. Ей было интересно, заманчиво: здесь явно что-то новенькое, небывалое, хотя и недолжное и наказуемое, ибо набрасывает тень на наши отношения с Отцом. И она продолжила разговор. Далее дьявол непосредственно перешел к клевете и к обману. Он сказал: «Нет, не умрете» (Быт 3. 4), если съедите плод от этого древа, то есть если нарушите заповедь Божию. Ева приняла и эту вторую мысль. Но в этой мысли уже содержится гораздо больше преступления, чем в первой. В ней содержится такая вера: «Бог – Он не благодетель, не любящий отец. Он что-то скрывает, чего-то не дает человеку для его блага. И есть возможность приобрести этого благо. И без Отца обойдемся. Вот и тот друг, который научит». С этим преступным настроением Ева совершает делом грех нарушения заповеди. То же делает Адам. Затем, когда Бог их обличал и призывал к покаянию, они стали оправдываться. И вину слагать с себя. Вместо того чтобы покаяться и сказать: «Прости, Отче, я согрешил пред тобою», Адам сказал, что «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3. 12).


Это всегда повторяется, когда мы оправдываемся в своих грехах: мы вину возлагаем на другого человека. Но поскольку другого человека дал нам сам Бог, то мы возлагаем эту вину на самого Бога: «Ты, Господи, сам виноват в том, что я согрешил, потому что ты ведь Своим Промыслом послал мне этого человека». В случае Адама, – «эту Еву». Ева точно так же вину возложила на змея, – и опять-таки на Бога, потому что это Бог попустил змею приступить к Еве в Раю. И так грех остался. Люди отказались от того, чтобы изгладить его. Почему же прародители, а вслед за ними и мы так часто оправдываемся? Царь Давид молится: «Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех», а мы оправдываем себя. Какой мотив движет нами? Упрямо настоять на своем, хоть оно и отвратительное. «Да, я плохой, но это я, и таким я хочу быть!» Но это же и есть гордыня. Именно по гордости Адам и Ева оказались не просто грешниками, но неисправимыми грешниками.


А затем наступили последствия греха, которые так же всякий раз повторяются. В чем они состоят? В проклятии и смерти. Проклят был, прежде всего, дьявол. Ему Господь определил всегда питаться прахом. Это мучительное противоестественное состояние для существа духовного. «Питаться прахом» означает всегда иметь способность внутри себя иметь помышления лишь плотские. То есть ничего возвышенного! С этого момента падший дух утратил возможность обратиться к Богу, прославить его, воспринять его и воспринять радость от общения с Богом. Он был обречен лишь на плотские помышления: на вражду, на ссоры, на ненависть, на всевозможные похоти. И в этом он живет, не имея однако сам возможности совершать делом те грехи, которые он обращает внутри своего духовного существа.


Человеку было определено жить вне Рая. Он был изгнан из Рая. Приобрел «кожаные ризы», – то есть то тело и ту душу, которые мы наблюдаем в самих себе. Святые Отцы используют понятие «дебелость человеческого существа». Имеется в виду, что эти «кожаные ризы» исполнены с самого начала, с самого момента рождения предрасположенности ко греху. И хотя образ Божий в нас сохраняется, он глубоко помрачен, осквернен и искажен тем самым первородным грехом, и переходит по наследству к каждому из потомков Адама.


Наказание смертью. Смерть духовная совершилась в момент исполнения греха: Дух Святой отделился от человека, именно поэтому Адам и Ева увидели свою наготу. Были одеты в благодать Божией, но Благодать отступила – одежды спали. А при таком положении и душа потеряла способность удерживать тело вечно, как это было присуще человеку в его первозданном состоянии. Поэтому болезненное разделение души от тела также стало уделом Адама и Евы после их изгнания из Рая, а после них также и всех нас.


Вместе с тем Господь дал Благую Весть, которая именуется Первоевангелием для людей-изгнанников. Потому что если бы не было у людей светлой надежды, основанной на этой вести, то не смогли бы они продолжать свою жизнь. Они от уныния просто бы умерли, и не смогли бы возделывать землю, ни в болезнях рождать и воспитывать детей. Первое же евангелие состояло в том, что «семя жены сотрет главу змея» (Быт 3. 15), то есть что именно через женщину произойдет Тот, Кто совершит победу над дьяволом, над грехом и смертью. Верой в этого потомка Адама жили первые люди. Этой верой сохранялись и жили все те праведники, которые не потеряли связи с Первоевангелием, до самого пришествия Христова. И они узнали «благословенное семя жены» во Христе Спасителе. И Им были спасены за свою веру в грядущего Христа, как мы спасаемся верой во Христа пришедшего. Как потомки первого Адама обречены на смерть и проклятие, так нужно было положить новый корень для нового человечества. Именно таким корнем стал Христос Спаситель. Вот почему мы именуем Его Вторым Адамом.


Для всех же нас теперь одна-единственная задача остается: войти в это новое блаженное человечество, стать потомками нового Адама – Христа. Как совершается это вхождение? Через уверование и крещение. Это первый шаг – мы вступаем в Церковь. Но не ограничивается этим актом наше спасение. Продолжается оно всю жизнь. Требует многих и многих усилий и в каждый последующий момент может прерваться. Прерваться поступком необдуманным, греховным и закоснением в нем. Именно поэтому нам нужен пост. Нам нужна подвижническая жизнь. И в Евангелии, которое мы слышим сегодня, дана вся, по существу,  формула, той жизни, которая способна привести человека ко спасению. Во-первых, Господь поясняет данную в Нагорной проповеди молитву «Отче наш»: «вы должны прощать для того, чтобы получить прощение от Отца вашего Небесного. Если же не прощаете, то и сами не будете прощены» (Мф 6. 14–15). Это первое условие. Если же мы простили своих ближних, то получаем прощение от Отца Небесного. Вот условие получения прощения, то есть получения благодати. Но останавливается ли дело на этом? Нет. Нельзя сказать, что совершив прощение и получив прощение, мы тем самым получили и спасение. Это лишь обращенность к прошлому, это лишь омытие греховного прошлого для нас. Но что будет в будущем? Какие обстоятельства пошлет Бог для нашего испытания? И как мы поступим в следующий момент? Об этом говорит Господь дальше, когда призывает к посту, причем к посту духовному, и отвергает пост перед другими людьми или пост лишь внешний, телесный. Он говорит, что пост должен быть перед Богом и втайне. Но пока можно думать, что под словом «пост» подразумевается лишь воздержание в пище и другой телесной жизни. От этой узости понятия Христос отводит в следующих словах. Он говорит, что нужно не собирать себе сокровищ на земле, то есть ум свой и душу свою обратить к сокровищам небесным. Потому что «там, где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6. 21). Это не означает, лишь заповедь к людям богатым, или стремящимся к богатству. Человек, который занят одними лишь земными делами: что поесть и во что одеться и как прожить эту жизнь, и не имея никакого богатства, а лишь таким образом проведя свою жизнь и все свои силы души отдав этим запросам, этим нуждам - он так же становится нарушителем заповеди. И наоборот, для того, чтобы приобрести небесные богатства, нужно и человеком стать небесным – нужно в душе своей приобрести навык ценить небесное, знать небесное, искать небесного.


Вот какой всеобъемлющий смысл вкладывает в понятие поста Господь! Речь идет не об ограничении в земном и телесном, а в преображении всего внутреннего мира человека от земное в небесное! Простил, получил прощение,  приобрел благодать – это первый шаг. А далее второй – пост, то есть духовное делание длинною во всю жизнь. Вот к чему призывает нас Господь в сегодняшнем Евангелии. Если будем поступать так, то исполним заповедь, и жизнь наша станет плаванием на корабле, который приведет ко спасению. В противном же случае, мы обязательно встретимся с условиями и с обстоятельствами, в которых совершим грех и отпадем от Бога. В этой связи вспоминается другое Евангельское событие: Господь исцелил человека, 38 лет лежавшего в болезни, и сказал ему замечательные слова «Иди и впредь не греши, чтобы ничего худшего с тобой не случилось» (Ин 5. 14).


Он был виновен в тяжелых грехах, за которые постигло его наказание в виде 38-летней болезни. Ему была дарована встреча со Христом Спасителем. Ему Христос простил  прежние грехи. Но что с ним стало в дальнейшем? Не кто иной, как именно он стал тем человеком, который дал заушение – пощечину Христу, своему Избавителю от неизлечимой болезни. И исполнилось предупреждение, данное Христом: с ним случилось нечто неизмеримо худшее.


Мы должны помнить: победа сегодняшняя и праведность сегодняшняя не гарантирует нас от опрометчивого поступка завтра. И только если в духе поста и страха Божия переходим мы изо дня сегодняшнего в день завтрашний, то есть верная – основанная на слове Божием – надежда вновь не совершать греха, и нечто худшее не случится с нами. Аминь.