Проповедь архимандрита Порфирия перед началом чина прощения

E-mail Печать PDF

Проповедь перед чином прощенияВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Мы пересекли порог Святого Поста, и призваны нашей любящей матерью Церковью сделать первый духовный шаг – совершить чин прощения. Значение первого шага в том, что не будет первого, не будет ни второго и никакого другого. Если не зайти на первую ступень лествицы духовного восхождения, то не взойти ни на вторую, ни на какую-либо иную ее ступень.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Скачать файл.

Человеческому уму это может показаться странным: действительно, если сравнить великие подвиги аскезы, которые продолжались пустынниками многие годы, - подвиги, принесенные на предельной высоте человеческого духа, с одной стороны, и минутное действие попросить и дать прощение, с другой стороны, то человек некий может сказать: разве это много? Это так мало, по сравнению с тем, что человеческая история знает в области человеческого духа. Но разум божественный говорит иное. Он говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 12. 7).


И через пророка Исайю Бог однажды с негодованием отверг жертвы, молитвы, подвиги строгих исполнителей закона, которые однако, устранили из закона главное: суд и милость. Почему же это действительно так? Потому что в глазах Божиих нет ничего более нетерпимого и беззаконного, чем ненависть, вражда и злопамятство. Человек, душа которого одержима этими состояниями, глубоко чужд Бога, потому что Бог есть любовь. И только уподобляющийся Богу хотя бы в намерении любви принимается Богом.


Какое же законоположение встречаем мы о прощении? Чин этот состоит в том, чтобы богоугодно совершить три действия. Испросить прощения, дать прощение и третье –принять прощение от другого человека. Единственное, что препятствует человеку в том, чтобы попросить прощения, – его гордость. Это страстное безрассудное стремление быть самим собой, даже если ценой тому – явное противоречие самому Богу и нарушение Божией заповеди.


Есть еще одна трудность, которая может встретиться в нашем уме. Кто-то может вспомнить все свои отношения с ближними, и засвидетельствовать, что они ровные. Он никого не обижал. И вроде бы, не за что конкретно ему просить прощения у ближнего. Но если бы наши духовные глаза были открыты, то им бы предстала удивительная картина взаимосвязи всех людей и всего человечества. И тогда новая бездна проблем открылась бы перед нашим взором. Мы бы увидели, что не только отрицательные поступки, прегрешения против ближних имеют значение и оказывают влияние на этот мир. Мы бы увидели, что не только то, что сделано дурного, а то, что нами не сделано доброго, оказало пагубное и смертоносное влияние на весь мир.


Именно поэтому люди мудрые, которые в пустынях провели многие годы и стяжали разум Божий, всегда каялись и чувствовали свою ответственность за все то зло, которое в каком бы уголке мира, как бы далеко этот уголок ни отстоял, происходит. Именно поэтому человек, который прошел всю жизнь, стараясь исполнять волю Божию, и много претерпев за заповедь Божию, как например, отец Сергей Фудель, в конце жизни свидетельствовал, как высшее желание своего сердца поклониться каждому человеку и попросить у него прощения. Потому что и он не исполнил тех призваний Божиих, извещение о которых получил через старцев.


Второе действие – это дать прощение просящему. По закону Божию, это абсолютная обязанность каждого христианина, каждого человека, следующего закону Божию. «Если не прощаете, то и Отец ваш Небесный не оставит вам прегрешений ваших» (Мк 11. 26). Или когда Апостолы спросили у Христа: «А семь раз на дню прощать человеку, если он согрешил против меня и раскаивается и просит прощения?» на это Христос ответил, что: «Не семь раз, а семью семь раз» (Мф 18. 21–22). То есть прощать всегда. Труднее обстоит дело, когда мы-то готовы прощать, а человек не просит прощения. На этот случай мы в законе Божием встречаем другую нашу обязанность: не мстить злом за зло, терпеть обиды, поношения, благословлять гонящих нас и любить ненавидящих нас.


И третье действие, которое требуется от человека в чине прощения, это принять прощение, которое дает ему великодушно другой человек. Это особое духовное усилие, особое действие. Потому что совершать его нужно с великой благодарностью Богу и другому человеку. И исходить эта благодарность должна из понимания того, какое это великое благо, если мы действительно будучи виновными и прегрешив против ближнего, испросили у него прощения и получили от него великодушно это прощение. Потому что тот же закон Божий заповедует нам: «Если идешь к алтарю со своей жертвой и знаешь, что ближний твой имеет нечто против тебя, то оставь жертву твою, пойди прежде примирись с ближним. И только после этого принеси твою жертву» (Мф 5. 23–24). Если же мы получили прощение, то мы можем принести свою жертву, то есть молитву, и будет она перед Богом не мерзостью, а благоуханием благоприятным.


Поэтому мы начинаем наше духовное шествие в поприще Великого Поста, совершая чин прощения. И я прошу прощения у вас, отцы и братья, у вас, дорогие прихожане, за все вольные или невольные прегрешения, допущенные мною. Простите меня, грешного.


Благодатью своей Бог да простит и помилует всех нас. Аминь.