Проповедь игумена Германа в среду первой седмицы Великого поста по окончании Великого повечерия

E-mail Печать PDF
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня дорогие братья и сестры, мы уже в третий раз слышали покаянный канон святого Андрея Критского. В этом великом каноне описаны состояния человека – праведника и грешника, на примерах, взятых из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Мы знаем из библейской истории, что первые люди, находясь в Раю, в блаженстве, нарушили заповеди Божии именно невоздержанием, а этот канон помогает нам настраиваться на воздержание и пробуждает в нас покаянное чувство.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Скачать файл.

Первым людям Господь все даровал и просил лишь малого – соблюдать пост: это было нетрудно, но это был маленький экзамен – испытание, которое первые люди не выдержали. Так и нам Церковью заповедан пост, а мы его нарушаем. Праведники, исполнявшие заповеди Божии, не могли увлечь своим примером народ. Пока Моисей постился на горе, еврейский народ сотворил себе золотого тельца и покланялся ему. Мало того, люди часто роптали, просили мяса, вспоминая котлы египетские, хотя Господь их питал в пустыне. И ради очищения этой памяти рабской жизни Господь водил избранный народ в пустыне 40 лет, прежде чем ввести его в землю обетованную.


Святой Ной, когда умножились грехи народа, начал по повелению Божию строить Ковчег. Представьте себе: сто лет он строил этот Ковчег, предупреждая о грядущем бедствии. Видя это, народ поначалу каялся, жил по заповедям, но поскольку время шло и ничего не происходило, люди вернулись к жизни по своей воле. А когда начался потоп – каяться было уже поздно. Праведники всегда были гонимы. Иоанн Предтеча говорил о покаянии и за это был усечен мечом. Претерпевали и святые апостолы, которые также были воздержаны. Все подвиги, которые совершали на земле святые люди – были связаны с постом и с покаянием. Важно, чтобы человек почувствовал себя виновным перед Богом. Даже если он святой, он все равно в чем-то перед Богом не прав.


В Каноне мы слышим такие слова: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши; конец приближается…» Канон настраивает нас на то, чтобы мы не просто постились, воздерживались телесно, но и имели покаянное чувство. Без помощи Божией мы не можем покаяться, – человек сам по себе ничего не может делать. Поэтому мы просим: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» – чтобы Господь открыл эти двери. Если Он не поможет, у нас не будет ни умиления, ни слез, ни чувства вины. И мы можем оказаться, как тот человек, который в брачный чертог пришел не в брачной одежде, а это и есть состояние нераскаяния.


Самое благоприятное время для спасения души – Великий Пост, и, проходя эти дни, мы должны подражать святым угодникам. Например, мы помним, как святой пророк Даниил, за отказ покланяться идолу, был ввергнут в ров, где находились львы. И львы его не растерзали, потому что до этого он постился – не ел того, что ели иноплеменники. Конечно, мы не можем, как Иисус Христос поститься 40 дней и 40 ночей. Ничего не есть и ничего не пить. Но этого Господь и не требует от нас. Слова, с которыми Господь вышел на проповедь, а до Него их произносил Иоанн Предтеча – были слова о покаянии: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 12. 7). Господь хочет «сердце сокрушенно и смиренно», – и он его «не уничижит» (Пс 50). Он хочет, чтобы мы всегда находились в этом состоянии, потому что в этом и есть блаженство – Царство Небесное уже здесь, на земле. И если мы упустим эти дни: не только первую неделю и Страстную седмицу, а весь Великий Пост, мы не сможем достигнуть Небесного Царства.


У нас есть такое понятие: вот сейчас попощусь, а потом можно и побольше поесть, и расслабиться. Это неправильно. Лучше, как учат Святые отцы, идти Царским путем – средним: и не слишком великие подвиги совершать, и не слишком расслабляться, чтобы не оказаться в луже, в грязи. Будем подражать самому Господу. Он постился и был безгрешен ради нашего спасения, а мы будем поститься хотя бы ради грехов наших, чтобы Господь очистил наши грехи. Потому что когда человек кается, Господь прощает наши грехи, какими бы они ни были, ибо Он Сам говорит: «не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился» (Иез 33. 11). Он и пришел ради грешников. И живем мы только милостью Божией и за чьи-то молитвы. За нас ведь многие молятся: преподобные Зосима, Савватий и Герман, и много святых, которые здесь подвизались, особенно новомученики и исповедники. Помня это, будем думать глубоко о том: где мы находимся, кто мы, что мы? Для чего мы здесь? Не будем жаловаться, роптать, как еврейский народ, который просил мяса и постоянно прогневлял Господа.


Сейчас время самое благоприятное, и дай Господи нам смягчить наше сердце и попасть в Царство Небесное молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых. Аминь.

Сегодня дорогие братья и сестры, мы уже в третий раз слышали покаянный канон святого Андрея Критского. В этом великом каноне описаны состояния человека – праведника и грешника, на примерах, взятых из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Мы знаем из библейской истории, что первые люди, находясь в Раю, в блаженстве, нарушили заповеди Божии именно невоздержанием, а этот канон помогает нам настраиваться на воздержание и пробуждает в нас покаянное чувство