Проповедь иг. Германа в день памяти прп. Марии Египетской 1 апреля 2012 г.

E-mail Печать PDF

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Игумен ГерманСегодня в евангельском чтении мы слышали слова Спасителя, произнесенные им, когда он шел со своими учениками в Иерусалим: «Се восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет… на смерть, и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его, и убьют Его…» (Мк 10. 32–45).

Вот это время уже приближается, а ученики до сих пор не понимают, что их ожидает. И важность момента в том, что Иисус Христос дает понять им: последние дни они проводят вместе, а через неделю в последний раз вместе пойдут в Иерусалим на страдание.

В другом месте, когда Апостолы стали отговаривать Учителя идти в Вифанию в дом болеющего друга Лазаря, апостол Фома сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин 11. 16). Но в действительности смысла происходящего ученики не понимали и боялись спросить.

 

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Скачать файл.

Двое из них – апостолы Иаков и Иоанн – просили Иисуса о другом пути. Они просили Иисуса не идти на страдания. Так же, как апостол Петр на Фаворе воскликнул: «Хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи» (Мк 9. 5) Так и Иаков с Иоанном просили, чтобы во славе, во царствии встать один по левую, а другой – по правую сторону от Иисуса. Но Господь говорит им: «Можете ли пить ту чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я буду креститься?» Они говорят: «Да, мы можем». И Господь предсказывает им, что и вправду они будут пить эту чашу через мученичество, через страдания, через смерть… И в наследие будут иметь Царствие Его Небесное. «А чтобы сесть по левую и правую сторону от Меня, – Христос говорит, – не от меня зависит».

Это сродни тому, как Иоанн Златоуст говорит о ратоборцах: если царь присутствует на Олимпийских играх, то он дает награду не тому, кто его приближенный, а тому, кто победил, – то есть награждает по справедливости. Об этом же и Господь говорит апостолам: сесть справа и слева от Него, – не Его решение, и ничего не значат здесь степень знакомства, приближенности. «По блату», как мы теперь говорим, это не дается, а лишь по заслугам, как награда.

Об этом же и апостол Павел пишет: «Знаю одного человека, который был поднят до третьего неба». Это он говорит о себе, потому действительно среди апостолов он сделал самое большее, больше всех потрудился. Но сам не превозносился. Он говорит: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». И он молился, просил, чтобы отнять эту немощь, но Господь сказал ему в ответ: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12. 9).

Спаситель учит нас, что мы не должны просить у Господа земных благ, принадлежащих князю мира сего. Он говорит, что и Сам пришел на землю не для того, чтобы Ему служили, а наоборот: Он пришел, чтобы послужить людям. Он умывал ноги не только апостолам, но и тому, кто стал впоследствии предателем. Господь, когда делал так, конечно же, знал уже об этом… Иисус нигде не называл себя «Царем», он называет себя простыми словами «Сын Человеческий» – «Сын Человеческий будет предан на смерть»…

Вот ведь как заведено в нашей жизни: если человек занимает какое-то положение, – он или преподаватель или начальник, например, – то требует обращения к себе по имени и отчеству. А до революции еще и титулы добавляли: «Ваше превосходительство» или еще что-нибудь подобное. А Иисус Христос научает нас молиться просто, обращаясь к нему «на Ты»: «Отче наш, иже еси на небесех…» И нигде в молитвах не встретишь слова «Вы». Это понятие человеческое: весь этот почет, все эти титулы, с которыми мы вынуждены обращаться к людям здесь, на земле, – всего лишь гордость. А Господь научает нас смирению.

«На кого воззрю, только на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих» (Ис. 66. 2). Мы стремимся к комфорту, мы избегаем трудностей, мы не хотим служить ближнему, а хотим, чтобы нас никто не задевал, и все для нас было очень приятным в этой жизни. Но Господь учит совсем другому. Он говорит, отправляясь в Иерусалим: «Се сын человеческий идет на страдание». Знает о предстоящем страдании, но идет туда.

Наша жизнь – это тоже путь: мы с вами, дорогие братья и сестры, идем в Горний Иерусалим. Наша жизнь здесь временная. Хотим мы или не хотим, но она прекращается. Мы невидимым образом движемся к концу земной жизни, но душа наша, она ведь все равно отходит туда, где Господь, в Небесный Иерусалим.

В сегодняшний день совершается память преподобной Марии Египетской. Важно задуматься и понять: почему святые отцы установили ее память после памяти Иоанна Лествичника, на пятой неделе Великого поста? Ведь она была великая блудница. В течение 17-ти лет, находясь в Египте, она жила в постоянном блуде! Представьте себе: она отправилась с паломниками в Иерусалим, чтобы там продолжать так же жить в грехе. И даже в море, на корабле, отдавала свое тело, чтобы удовлетворять непрестанную похоть. Когда она рассказывала об этом преподобному Зосиме, уже будучи подвижницей в пустыне, она вспоминала: «Поверь, отец, я ужасаюсь, как море перенесло такой разврат, как не разверзлась земля и не погрузила меня живою в ад после совращения столь многих людей! Но я думаю, что Бог ожидал моего покаяния, не желая смерти грешника, но с долготерпением ожидая обращения».

Ее приход в Иерусалим неслучаен: Господь давно ждал ее покаяния, ждал ее раскаяния! Он сам говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был» (Иез 33. 11). И вот в Иерусалиме сила Божия сначала не допускала ее даже войти в храм: все люди входили, а ей препятствовала какая-то сила. И она не понимала, почему так: столько людей входит, и только она одна встречает преграду. Тогда Мария в первый раз задумалась о своей жизни, и осознала, какая она великая грешница. Увидев икону Матери Божией, она со слезами обратилась к Богородице, говоря, что если Божия Матерь поможет Марии войти в храм и поклониться Древу Животворящего Креста, то она больше никогда не вернется ко греху: «О Владычица, Дева, рождшая Бога плотию!.. я слышала, что рожденный Тобою Бог для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию. Приди же ко мне, оставленной всеми, на помощь! Повели, Владычица, чтобы и для меня, недостойной, открылись двери церкви для поклонения Божественному Кресту! Будь моей верной поручительницей перед Сыном Твоим, что я более не оскверню своего тела нечистотою блуда, но, воззрев на крестное древо, отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, поручительница моего спасения» (Житие Марии Египетской).

Действительно: этими словами Мария дала обещание. И смогла войти в храм, а затем, повинуясь голосу свыше, который сказал ей идти в пустыню, она исповедовалась, причастилась и, взяв немного хлеба, переправилась через Иордан…

И вот представьте себе: 17 лет, – ровно столько же, сколько она жила в грехах, – она боролась в пустыне со страстями, обуревавшими ее. Она сама об этом говорила так: бывали минуты, что, вспоминая мясо, которое ела, вспоминая состояния, которые вызывались выпитым вином, она впадала в отчаяние: зачем же лишаться всего этого и жить в пустыне?! Но понимала: она дала обещание. И вот все плотское, с которым она вела ужасную борьбу, не побеждало Марию. Она просила у Матери Божией, чтобы дала ей сил и помогла, и вражия искушения отступали от Марии.

Но представьте себе условия, в которых пребывала Мария! Мы не можем даже дома, в удобстве, строго по уставу соблюдать пост: казалось бы, мелочь, – не разрешается масло в среду и пятницу, – так мы и это нарушаем. А она ушла в пустыню, взяв лишь немного хлеба. И до момента преставления прожила там 47 лет.

Победив в борьбе со страстями, преподобная Мария получила от Господа дар знать наизусть Священное Писание, хотя никогда и нигде этому не училась. Она рассказала преподобному Зосиме, встретившему ее в пустыне, что он – священник, и где он служит, даже поведала все о недостатках в том монастыре… И этот дар провидения Господь тоже дал ей за то, что она победила свои страсти.

Вот почему мы чтим в этот день память преподобной Марии Египетской, – чтим за то, что она обещала и исполнила. Для нас это очень важно, дорогие братья и сестры, чтобы мы взяли с нее пример.

И еще Господь говорит нам, чтобы мы не искали чести, не искали славы. И даже на уровне обыденной жизни: если ты пришел в гости, ты не садись на первом месте, ты садись на последнем, и хозяин сам пригласит тебя на почетное место.

Много таких примеров, преподанных нам Господом в Писании. Они о том, что нам нужно всегда и везде смиряться: не смущаться, а смиряться. И даже если встречаются нам люди, которые искушают нас, значит, Господь, видя наше недостаточное внутреннее смирение, преподает нам уроки.

И когда мы уже плачем не о том, что нам плохо, а том, что мы грешные, тогда милость Божия действует в нас. Мы чувствуем мир в душе. Это – блаженство, это – Царство Божие уже здесь, на земле. И дай Бог, чтобы мы поняли это, чтобы мы стремились именно к этому: уже здесь, на земле, обрести Царство Небесное. Господь сам говорил: если кто будет исполнять заповеди Божии, то «Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14. 23–24).

Это может произойти еще здесь, на земле, в нашей душе, внутри нас.

И молитвами преподобной Марии Египетской дай Господи, чтобы мы достигли Пасхи, которая скоро будет, и стали причастниками Пасхи Вечной в Горнем Иерусалиме. Аминь.