Проповеди Великого Четверга

E-mail Печать PDF
Проповедь иеремонаха Петра, 2006 г.:

Сегодня поистине Великий день. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. Закончился, к сожалению, Великий пост. Всем мы, так или иначе, понесли подвиг поста и достойны увидеть Святое Воскресение. И сегодня последний день, когда с учениками, а значит, и с нами, Господь наш Иисус Христос. Завтра уже мы будем вспоминать суд, крестный путь, Голгофу, и крестную смерть Спасителя мира. Завтра ночью будем совершать чин погребения Плащаницы.

Сегодня, перед своей телесной смертью, желая совершить самое важное, самое главное в Свой земной период жизни, Господь передает нам величайшее Таинство – Причастия, передает нам Себя, Свое Тело, Свою Кровь <…>

На этой же трапезе Господь дает нам новую заповедь: «Да любите друг друга». И обещает послать нам Духа утешителя. И умывает ноги своим ученикам. Это великий пример смирения. Неученики умывают ноги своему учителю. Не младшие старшему. Нет. А Сам Господь, ведь Апостолы уже исповедали Его Христом – Сыном Божьим.

Сам их любимый, почитаемый Учитель умывает их ноги. И говорит, что и вытворите также. И еще много, много другого, о чем можно говорить и говорить, но мы остановимся на таинстве Евхаристии <…>

Есть рассказ Симеона Нового Богослова о том, как он вернулся после Причастия в свою келью и говорит: «Вот я сижу в этой убогой маленькой келии на досках, вижу дряхлое тело свое, – я уже старик и скоро умру. Гляжу на старческие свои руки и с трепетом и ужасом вижу члены тела Христова. Я причастился и во мне Христос. И нет хижины этой маленькой, и нет тела старческого, а есть Христос».

И каждый, кто причастился, несет в себе Бога. В нас после Причастия Христос.

О подготовке к Причастию. Давайте подумаем, как это страшно, – принять в себя БОГА. Каким надо быть, что бы принять в себя Христа? Апостол Павел говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор 11. 28–29). Бог-то свят. Бог-то безгрешен. Бог-то чист. А мы? Как мы готовимся принять Бога?

Давайте представим себе. Вот мы хотим поесть. И вместо тарелки, куда хотим положить еду, пойдем на помойку и возьмем старую, грязную консервную банку. И будем из нее есть. Будем? А сердце наше, наполненное страстями, похотями раздираемое, разве не тоже для чистоты Божьей, что для нас эта банка? Конечно, нет людей безгрешных. И когда человек говорит на исповеди; да грешен, во всем грешен – он совершенно прав. Нет числа грехам нашим. А о сознал ли я, конкретный я, свою греховность? Хочу ли я исправиться? Вот на исповедь сходил, покаялся. А возненавидел ли я грехи свои? Хочу ли я их не повторять? Искренно ли мое покаяние? Есть ли у меня желание вести сейчас, вот с этого момента, благочестивую жизнь? Бороться с грехами своими не на словах, а делом? Давайте каждый ответит себе сам. Ответит своей совести. Без обмана себя. Ведь Бога не обманешь.

Великое назначение человека по душе и потелу –быть обителью Бога. Мы храм Божий. Мы должны приносить не только наши молитвы и благодарения, но и весь наш разум, всю волю, сердце наше – все, что у нас есть <…>

Дорогие мои; вот и закончился Великий пост. Впереди весна, лето. Хлопоты, заботы. Огороды, хозяйство, сезон паломнический и туристский. В храм уже будем ходить реже. Что дал нам этот пост? Что стало с душой нашей в это время поста, время покаяния? Что вынесли мы из этого поста? Или так – прошло и ладно. Ведь на это время мы все стали ближе к смерти. И как мы провели это время?

Через два дня Пасха. Через два дня время радости и ликования, но осталось еще два дня. Два самых тяжелых дня, когда не будет с нами Господа нашего.

Проповедь иеромонаха Савватия, 2007 г.:

Царство Христово основано на любви, смирении и послушании. Подчинение, которое мы оказывали царю должно было быть, как и послушание Богу, по любви, а не из страха, как в языческих государствах, когда за преступление дается наказание. Это обличает современное человечество в отсутствии духа любви, отсутствие благодати, которая жила в чистых детских сердцах, которые восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» Младенцы прославляли Бога, а люди взрослые замышляли лукавое убийство.

Вот какая духовная картина должна перед нами предстоять в начале входа в Страстную седмицу, чтобы мы не удивлялись и не ужасались той перемене, которая будет в нас. Эти дни, влияют не только на нас, но и на всю природу, даже воздух изменяется, потому что приходит в мир сей благодать. И насколько мы ее будем принимать, если мы ее будем искать, а не отвергать, настолько изменится жизнь наша и жизнь всего общества, настолько будет легче дышать. И, наоборот, насколько люди меньше оставляют в себе места для жизни по Богу, насколько они больше погружаются в страстные дела и заботы, насколько помрачается ум и ожесточается сердце, настолько уменьшается, уходит от нас благодать Божия. И мы, мучимые, томимые нашими врагами, начинаем метаться, потому что нам везде и повсюду плохо.

Хочу кратко напомнить, что во время Страстной седмицы читаются особые Евангелия, произносятся особые пророчества о многих событиях, которые предшествовали спасительной жертве страданий Господа нашего Иисуса Христа.

В Великие понедельник, вторник и среду на утрени поется песнопение: «Се жених грядет…», которое в течение всего года поется на Полунощнице. Напоминается всем нам, принявшим Святое крещение, что жизнь наша не удовольствие, не наслаждение на земле, не постройка рая здесь, но есть путь, на котором человек готовит себя к встрече с Господом, и вайи, которые мы держим в руках – это наши добродетели, которыми мы должны встретить Христа. Как веточка, сухая и от мороза бесплодная, оживает через согревание теплом, так душа наша под воздействием Слова Божия становится для Бога живой. Если мы не проливаем слез, не призываем Господа прийти и спасти нас, то мы засыхаем, становимся как сухая ветвь, которую выбрасывают, а потом сжигают. Так и с душой человека происходит.

Поэтому особо напоминается в этот день исход из этой жизни. Мы ничего из этой жизни не возьмем: ни одежд, ни званий, ни почестей. И апостол нас удостоверяет: мы ничего не принесли в этот мир и ничего из вещей с собой не возьмем, наг приходит человек, наг и уходит. А сердцу человека, которое привязано к греху, к земным вещам, как ему будет трудно расстаться с этой жизнью.

Слово Божие предупреждает: «Смерть грешников люта» (Пс 33), по слову Иоанна Лествичника, нераскаянные грехи обступят нас. Человек боится смерти из-за нераскаянности греха.

Мы пытаемся скрыть многие вещи, чтобы ни один человек о них не знал, но это все внутри нас находится и потом в памяти человека воскресает. Пророк Давид говорит: «Готово сердце мое, Боже» (Пс 107). Но, если мы не заботимся об этом, сможем ли мы сказать, что мы готовы в день нашей смерти пойти на суд Христов, который определит наше место в вечности.

В Великий вторник на Утрени читается из Евангелия притча о десяти девах, которая напоминает, что жизнь наша – купля, торговля духовная для спасения души человека. Пять дев оказались мудрыми, а пять – неразумными. Имея добрые дела, они не имели при них благодати. Исполняя внешние обязанности, они неизменились внутренне. Их состояние души было неспособно принять Царство Небесное. Осуждающие других будут и в раю осуждать, и будут всем не довольны. Хотя такой человек может быть постник, девственник, но для рая он непригоден.

Раньше на Руси многие купцы не начинали дела, не побывав в храме за литургией. Такая жизнь благословлялась Богом, поскольку человек жил как подобает христианину, он понимал, что его цель не земное богатство. К сожалению, современный человек, восстав от сна, даже и не перекрестившись, не помолившись, погружается в житейские дела, забывая, что наша земная жизнь лишь сон, а за ним последует вечность.

В Великую среду Церковь намнапоминает, что в этой купле мы уподобляемся либо блуднице, которая отирала власами ноги Спасителя, либо апостолу Иуде, который за 30 сребреников продал своего Учителя и через самоубийство лишился и временной жизни, к которой он был так привязан, и жизни вечной. Весь род человеческий выбирает себе в жизни главную цель, несмотря на то, что иногда мы делаем и худые и добрые дела.

Есть такое внутреннее качество, которое называется стержнем жизни: на него все нанизывается. Если у человека есть страх Божий, то он знает, что ближнего нельзя обманывать, нельзя обсчитывать, нельзя обворовывать. Если нет этого стержня – страха Божия, то человек действует по лукавству, и, хотя иногда и кается в этом, преодолеть его не может. Очень часто такая жизнь, как ряд преступлений имеет печальный конец. Что и произошло с апостолом, который жил среди святых, видел чудеса, даже, может быть, самих творил Именем Иисуса Христа, и так печально окончил свою жизнь. Посему Святая Церковь предостерегает нас, чтобы мы не успокаивались на тех небольших трудах, которые мы понесли ради Господа во дни Великогопоста.

В Великий четверг, мысленно входя в Сионскую горницу, мы предстаем пред самим Господом, ибо Литургия, вершина всех христианских служб, есть Тайная Вечеря, как соединение двух миров: человеческого – тварного и Божественного – нетварного. И насколько человек приблизится к Богу, настолько Бог приближается к нему. И это тайна Боговоплощения, ради которой и был создан весь этот мир. Бог есть любовь, и она не пребывает замкнутой в самой себе, она хочет излиться. Ради этой любви был создан этот мир и человек. Но в результате грехопадения человек оказался этой любви не достоин. И вот в Великий четверг мы приступаем к Таинству Причащения.

По словам преподобного Серафима это очень важный день для всех христиан. В этот день установлено таинство Евхаристии, таинство Богообщения, в котором мы соединяемся с Богом. Когда человек соединяется с Господом, тогда ему уже нестрашны ни муки, ни гонения, которые по злобе и зависти от дьявола последуют. Ибо враг возвратится, туда, откуда он был изгнан, то есть, в душу человека. Поэтому в эти дни он через мысли, через разные обстояния будет стараться изгнать нас из рая сладости, отдалить от Бога, отдалить от Церкви.

И мы должны помнить слова, сказанные Господом ученикам перед началом страданий: «Если вы други мои, то смотрите, что бы никакой страх вас не удалил от Меня». И мы должны помнить эти слова. Делая свои дела, исполняя простые обязанности, мы не должны забывать о том великом предназначении, что мы призваны в жизнь вечную. Все труды, которые мы 40 дней понесли, не идут ни в какое сравнение с вечностью. У нас меняется день за днем, а там никаких дней не будет, но бесконечное Царство <…>

Проповедь игумена Ианнуария, 2009 г.:

Наступили те дни, к которым мы готовились всю Святую четыредесятницу. Дни, в которые раскрывается суть всей христианской жизни – Великий четверг и Великая пятница. В эти дни приблизительно 2000 лет назад ломалось неверное представление о Боге, и раскрывалась истина. Также и сейчас для нас испытываются наши представления о Боге. Люди, стоявшие перед Крестом с Распятым, говорили: «Если ты Бог, сойди с креста!» – и это было естественно. Мы также поступаем, когда думаем, что вера в Бога нам дана, чтобы сойти с креста. Мы часто молимся об избавлении от скорбей, болезней, и о других мы судим по их умению решать жизненные проблемы. Ученики однажды просили Спасителя низвести огонь с неба на город, не принявший их, но Господь отвечает: «Не знаете, какого вы духа» (Лк 9. 55). Творец и Создатель Вселенной препоясывается полотенцем и умывает ноги ученикам – простым рыбакам. На это невозможно было смотреть тогда, это невозможно представить и сейчас. Поэтому возмутился Петр, но Господь говорит: «Иначе не будешь иметь части со Мной» (Ин 13. 8). Мы должны смиряться перед Богом и перед ближним, в том числе и дать Богу послужить себе. Также Господь служит нам и в таинстве Евхаристии, Он говорил ученикам: «Если не снесте Плоти моея и не пиете Крови Моея не внидите в жизнь вечную»Аще неснесте Моея плоти, и не пиете Моея крови, живота не имате в себе» (Ин 6. 53). Люди не могли помыслить такое служение, чтобы дать есть свою плоть. Гордость – вещь безбожная, так как человек верит только в то, что может сделать своими силами. Господь научает нас, что мы неоплатные должники, но если мы исповедуем свою немощь, если мы принимаем Его служение – что Он пришел спасти нас, то мы можем наследовать Царство. От этих дней зависит самое главное в нашей жизни, так как вся жизнь наша вокруг чаши – крестной смерти Спасителя. Аминь.