Проповедь иеромонаха Нестора в Великий Четверг

E-mail Печать PDF

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех вас, дорогие о Господе братья и сестры, поздравляем с Великим Праздником – с праздником Великого Четверга.


Как мы с вами знаем из Святого Евангелия, Господь очень много сделал для нас. Как Он мудро все устроил, приложил все Свои усилия, воплощенные в словах, а более того – в делах, чтобы нам, всем людям, было понятно, что такое спасение, и для чего оно нам. А также, какой смысл Его пришествия в этот мир.  


И вот сущность сегодняшнего дня, его особое отличие от других церковных дней, – это выявление для себя каждым из нас главной мысли о том, что происходило в этот Великий четверг между Господом и Его учениками...

 

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Скачать файл.

Из Евангельского чтения, которые мы с вами слышали сегодня на Божественной Литургии, соединившего в себе много евангельских событий, хотелось бы выделить хотя бы три основных.

Первое – это предательство Иуды. Это скорбное событие, которое всем нам известно, которое в подробностях мы слышали сегодня, дает нам ясно понять, что как бы мы ни были близко ко Христу, сколько бы мы добрых дел ни творили, сколько бы ни молились, но если в нас будет эта пагубная страсть сребролюбия, в которой мы не каемся, а, может быть, даже внешне и каемся, а втайне питаем, греем наши сердца помыслами обогащения, то никакие слова, никакие чудеса Господа, ни даже само Причащение, Тело и Крови Христовых, не способны нас спасти. Такой человек обязательно предаст свою веру по Христа и останется со своей страстью и в отчаянии погибнет, подобно Иуде. Сегодня мы об этом слышали из апостольского чтения: апостол Павел говорил, что те христиане, которые причащаются Тела и Крови Христовых недостойно, то есть без должного покаяния, без перемены не только дел, но и своих мыслей, – такие люди причащаются во осуждение.

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». (1 Кор 11. 27–29).

Второй темой, на которую хотелось бы обратить ваше особое внимание, это омовение Спасителем ног своим ученикам. Как мы с вами знаем, по обычаям того времени, а может быть, даже и до сих пор исполняются такие обряды в этих жарких странах, – слуги или рабы хозяина того дома, куда приходили гости, обязаны были омыть запыленные ноги пришедшим, и только после чего гостей приглашали к столу. И мы знаем, что в Сионской горнице, которую по повелению Господа подготовили апостолы Петр и Иоанн, кроме Господа и его 12 учеников, больше никого не было. У них не могло быть слуг или рабов, поскольку они сами были бедными странниками. Из повествования о происходящем хорошо видно, что эту обязанность омовения ног, которую кто-то из них обязательно должен был выполнить, конечно же, никто из учеников выполнять не хотел, считая ее унизительной для себя. И понятно это из того, братья и сестры, что, как мы слышали, даже в этот, столь значимый для них праздничный день, между учениками произошел спор, «кто из них почитался бы бОльшим». Мы уже неоднократно слышали в Евангелии, как Господь наставлял своих учеников, объясняя им пагубность страсти возношения над другими, потому что почти каждый из учеников хотел быть выше себе подобных. И, к сожалению, это повторилось и великий Праздник Пасхи. Но Господь милосерден: Он вновь и вновь наставляет своих учеников, а вместе с ними и нас, говоря, что кто хочет быть большим, тот будь, как меньший, и начальствующий – как служащий, а Я посреди вас, как служащий.

«…спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк 9. 33–35)

«Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Ин. 13. 15–16)

«Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк 22. 27)

И после этого Господь свои слова претворяет в дело: он встает из-за стола, берет полотенце, обвязывается им, вливает воду в умывальницу и начинает умывать ноги Своим ученикам. Всевышний, Божественный Учитель, Творец Вселенной безропотно, как слуга, склоняется перед своими учениками, со смирением и любовью выполняет этот рабский труд.

Господь настолько нисходит к нашим немощам, дорогие братья и сестры, что он своим собственным примером показывает всем нам, насколько необходимы смирение и кротость, для того чтобы войти в Царствие Божие.
Третье событие – самое важное событие нашей Церкви, которое мы сегодня вспоминаем, – это Причащение Тела и Крови Христовой. Это Таинство является сердцевиной всей христианской жизни. Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, новомученик Соловецкий, в своем слове на Таинстве Евхаристии говорил, что когда мы приступаем к Телу и Крови Господа, мы должны помнить, что Господь есть путь, истина и жизнь. Поэтому когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, животворящих страшных Таин, то мы с вами вступаем на определенный нам путь – на путь жертвенной любви. И мы уже идем в мир другим путем, – жертвенным путем, которым шел Господь. И мы уже не можем бороться со злом с помощью зла, мы уже не можем ненавидеть или проклинать. Мы можем только жертвовать и жертвовать всей полнотой своего существа...

Поэтому, братья и сестры, чтобы выделить основную мысль этого дня, нам надо понять, что Господь пришел в этот мир не только для того, чтобы послужить нам, людям, не только для того, чтобы сделать нас лучше или чище. Этого было бы мало. И наверняка мы бы уже забыли такого человека…

Господь принес нам нечто большее: Он дал нам в дар самого Себя, свое Пречистую Плоть и свою Пречистую Кровь. Он подал ученикам хлеб и сказал: «Приимите: ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое» (Лк. 22. 19) и «Сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф 26. 28).

Поэтому, дорогие братья и сестры, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, этих страшных Животворящих Таин, этого бесценного Дара, Господь входит не только в наши сердце и душу, Он входит в нашу жизнь. Соединяя нас с собою и друг с другом, Он делает нас членами своего Тела и Церкви. Также Он ведет нас через наши земные скорби и страдания, очищая наши души от греховных скверн, исцеляет наши телесные и душевные недуги и через Голгофу и Крест ведет в жизнь вечную. Аминь.