Слово архимандрита Порфирия во время пасхального поздравления братии, прихожан и паломников Соловецкой обители

E-mail Печать PDF

Слово на ПасхуХристос воскресе!


Дорогие братья и сестры! Паки и паки повторяем мы эту благую весть о Воскресении Христовом – о начале и нашего с вами воскресения, о его  залоге, о его возможности.


Особенно пронзительно эту истину люди чувствуют, конечно же, в обстоятельствах отчаянных. Пасхальные письма наши Соловецких новомучеников и исповедников – тому подтверждение. И они для нас очень драгоценны, потому что свидетельствуют, что сила человеческой души не увядаема, если только она укреплена этой Благой Вестью, этой животворящей верой..

 

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

Скачать файл.

 

Сегодня я читал письма священномученика Иоанна Стеблин-Каменского. Встретилась мысль, которая особенно созвучна в эти дни и нашему Святейшему Патриарху. Как никогда, во время Великого поста обрушились на него и на всю нашу Церковь скорби, – явные признаки нового состояния общества, нового уровня помрачения людей, когда они, уже не стыдясь ни Бога, ни закона, ни ближних, восстают открыто на Церковь Христову и не боятся хулить ни Христа, ни Его Церковь, ни Предстоятеля Церкви.


В Патриаршем Послании, которое мы сегодня слушали на Божественной Литургии, и в письмах священномученика Иоанна говорится о том, что общество может стать счастливым не иначе, как только если каждый из его элементов, – люди, личности, которые образуют его живую социальную ткань, – все они будут добрыми и благочестивыми.


Нет другого пути. Поэтому утопичны надежды на некое совершенное социальное устройство, которое из людей дурных вдруг сделает общество счастливое, благоразумное и исполненное добродетели. Такого просто быть не может. И периодически наступают времена в истории, когда общество, государственная власть, большинство людей помрачаются, а люди праведные, благочестивые, достойные вытесняются из власти и оказываются попираемы людьми низменными, одержимыми пороками и злобой.


Как в таких условиях может чувствовать себя благочестивый и праведный человек? И у Патриарха, и у священномученика Иоанна высказана одна и та же мысль: если вокруг царствует зло, то ты не дай ему царствовать в твоем сердце. Ибо только в этом путь к возрождению общества. Но если даже этого возрождения и не случится, то ты, до конца претерпевший и не давший сердце свое в обладание дьяволу и злу, свое дело выполнишь. Ты потерпишь до конца и, как золото, брошенное в горнило,  искусишься и выйдешь очищенным.  


Все новомученики соловецкие прошли этот путь. Их пасхальные послания исполнены великой радости и великой победы. Никакое зло, помрачившее души и сердца ближних, не имело места в их сердцах. И это великая победа и великая слава. Слава личная всех их и слава Святой Церкви.


Особенно назидаясь этой мыслью в наши дни, будем и мы торжествовать Пасху Христову. Господь продляет времена покоя и мира. Святой благодатный огонь  в Великую субботу сошел вскоре после того, как Патриарх Иерусалимский преступил порог кувуклии Гроба Господня.


Мы живем благодатью Божией, помощью Божией, Небесным благословением. Будем за это благодарить Бога, а все те силы, которые у нас есть, полагать на то, чтобы не дать возможности в сердцах наших свить гнездо какому-либо греху и злобе.


Вновь и вновь воспоем песнь Воскресшему, спасшему нас от смерти Христу Богу нашему.

 

Воистину воскресе Христос!

***

Письмо из Соловецкого лагеря
Свмч. Иоанна (Стеблина-Каменского)

 

Христос воскресе!


Вчера служил литургию, сегодня, как и постоянно, при литургии присутствовал и молился, как умел, за вас, за всех близких, за любимый народ, за всех христиан и ищущих правды Божией.

Мне представляется, что всё человечество в целом, отдельный народ, братство или семья, иначе говоря, всякое объединение отдельных лиц не иначе воспринимает или источает из себя добро и зло, как именно через составляющих его людей. Всякий человек, не сумевший оградить своё сердце от вторжения в него злобы, тем самым впускает этот яд в свою семью, в братство, в народ, во всё человечество; наоборот, христианин, возгревающий в своём сердце любовь, отверзающий двери сердца своего Господу, как бы впускает Его в семью, братство, народ, человечество.

Пусть скорбь твоя о злобе мира и недостатке в нём любви не попустит тебе самому запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоем сердце. Каждый смотри за той дверью, которая тебе вверена. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2. 10).

Каждый из нас в своей совести хорошо знает, что часто он не делает того доброго, которого хочет, и делает то злое (иначе, вредное), которое ненавидит. Что же удивительного, если в объединении отдельных личностей их частные недостатки суммируются и вызывают столкновения, распри, войны? Это не только не удивительно, но прямо-таки неизбежно. А мы негодуем и жалуемся друг на друга, на общество, на его законы... Вот в том-то и дело, что «Царство Божие внутрь вас есть». Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нём всё животное, пусть воцарится в нём Дух Кротости, Дух Любви «Иже Христовы суть – кто хочет Царствия Христова, кто ищет его, – плоть распяша со страстьми и похотьми» – «ибо гнев человека не творит правды Божией» (Гал 5. 24, Иак 1. 20). А у кого страсти разнузданы, кто не может водворить порядок в своём маленьком телесном мире – храме, как у того является мысль критиковать естественный результат соединения подобных ему единиц? «Наша брань, – учит апостол, – не против плоти и крови» (то есть не против людей), но против «мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6. 12).


Если Господь попускает совершаться на земле всевозможной неправде, то не потому ли, что Он дал человеку свободную волю, и не для того ли, чтобы примером более заметного внешнего непорядка побудить человека к деятельности по восстановлению расстроенного правопорядка в его внутреннем мире? Итак, при виде несправедливости человеческой не злобствовать подобает, не осуждать следует без того подлежащих осуждению не ведающих, что творят, людей, надлежит ужаснуться, до какого безрассудства доводит грех, частью и в нас имеющий себе приют, надлежит помолиться Господу о благодатном, не по заслугам, просвещении нашего сознания.


В мире всё последовательно. Истину может познать только пребывающий в Истине. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Человек согрешающий, то есть уклоняющийся в своих поступках от Истинного Пути, тем уже свидетельствует, что нет в нём и познания Истины. Ни слова Божия, ни «сущности вещей» не может понять отдающийся греху человек, хотя бы он знал наизусть весь Ветхий и Новый Завет и все философские системы от сотворения мира до наших дней. «Кто думает, что он знает что-нибудь (в совершенстве), тот ничего ещё не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор 8. 2–3, ср. также Иак 3. 13–18 и 1 Кор 2. 6–16).


Как ни кажется странно, путь проникновения в тайны бытия большею своей частью проходит не через изучение творений великих мыслителей и даже отцов Церкви, а через очищение своего сердца от греховной скверны. Мир лежит во зле и потому пребывает во лжи и не может познать Истины. Он широко отверзает двери свои всякой неправде и соблазнам, но мы – служители Христовы, через нас не должно быть входа в мир греховной злобе. Пусть через нас в объятый пламенем греха мир будет открыт путь лишь для благодатной любви Христовой, могущей угасить пламень злобы и спасти всё то доброе, что страждет в этом пламени и жаждет спасения, хотя бы, духом лукавства прельщенное, уже само не ведает, откуда это спасение может прийти.


Искренне любящий вас

священник Иоанн Стеблин-Каменский